В Тюмени показали портреты женщин XIX века, выполненные в разных стилях
В Тюмени открылась выставка женских портретов XIX века. Что скрывается за полуулыбкой молодого лица, что значит скрещиванье рук пожилой дамы, а чепец определенного цвета - на мадам среднего возраста? Что за дворянки, купчихи, крестьянки юных и драгоценных лет, писанные кистью, исполненные в графике когда-то давно, заставляют восхищаться собой любопытных нас? Ответы на вопросы находят на новой выставке "30 и 1 женский портрет" в музее "Усадьба Колокольниковых".
Еще в прошлом году площадка завела традицию оформлять на втором этаже преимущественно художественные выставки из фондового наследия и коллекций современных мастеров. Жизнь первому в 2025 году проекту дали именно фонды - живописные и графические работы отечественных и зарубежных авторов, датированные XIX и началом XX веков.
Конечно, в запасниках их гораздо больше, чем 31, но отбирали будто на конкурс красоты - в угоду эпохи, представлению разных стилей (тут есть портреты в стилистике парсуны, классицизма, реализма), а также сословий. А вот посетители-символисты усмотрели в заголовочной цифре число дней в месяце: как каждый его день неповторим, так неповторима женщина.
Героиня портрета Николая Лаврова, выходца из крепостной семьи, ставшего академиком исторической и портретной живописи Императорской академии художеств, - модница своего времени: какая ж у нее прическа, а платье с кружевами! Сохранившееся наследие этого мастера невелико, но одна картина все же осела в провинциальной Тюмени и запечатала в веках имя автора.
А вот имя незаслуженно забытого талантливого Василия Федорова нам еще предстоит открыть. Он родился в Тюмени, работал по всей стране - Казань, Нижний Новгород, Москва, Петербург. Тоже из крепостных. Смог поехать учиться в академию художеств на средства, собранные кружком "Молодая Сибирь". Его посвящение адресовано Ольге Решетниковой, которая содержала в Тюмени женскую гимназию.
"В честь благодарности учебное заведение преподнесло купчихе бриллиантовую брошь, а потом, уже после ее смерти, заказало портрет на память по снимку. Женский портрет - обычно анонимное явление, но тут он подписан. Автор - Василий Федоров. Тюменка запечатлена с дарственным аксессуаром", - рассказывает экскурсовод Тимур Хисматулин.
Женские портреты (запечатлены неизвестные, и это дает волю воображению) кисти белоруса Сергея Зарянко - почти что фотография. Такой максимальной проработки деталей, мелочей, такой точности достигали немногие. Старушки, крестьянки Бориса Кустодиева. А вот сама Елизавета, дочь Петра Великого, в графике - трудился Андре-Жозеф Меку, используя оригинал Жана-Анри Беннера.
Отделив от "Тридцати" единичку в названии выставки, ее куратор методист музея Евгения Скорнякова предложила нынешним и будущим гостям некий детектив. Тридцать - это красота в массе. А один - совершенно особый случай. Речь о портрете Александры Федоровны неизвестного автора, который очень похож на фрагмент солидного полотна Джорджа Доу, где императрица изображена с детьми. Та картина хранится в Эрмитаже.
Портрет попал в тюменские фонды в советские годы из Саратовского музея ИЗО имени Радищева, а туда его доставили тоже из Эрмитажа. Самый простой вывод: портрет повторил кто-то из учеников Доу. Самый желанный вариант - сам Доу и написал. Когда-нибудь это подтвердит или опровергнет экспертиза.
Кстати, портретную выставку уместно дополнили три витрины с предметами женского быта, аксессуарами, туалетными принадлежностями. Современные тюменки как пчелки вились вокруг старинных книг: тут есть книга домашних рецептов и парфюмерии, есть собрание советов для уменьшения расходов в семье, ноты, сочинение по цветоводству. Хочется повторить лавандовую воду и фиалковое мороженое. Что для этого понадобится, подскажут экскурсоводы.