Ученые рассказали, как на самом деле работает «правило 80/20», или принцип Парето

Ученые рассказали, как на самом деле работает «правило 80/20», или принцип Парето
© Naukatv.ru

Почти каждый сталкивался с эффектом, который называют «принципом Парето» или «правилом 80/20»: 20% усилий якобы дают 80% результата. Например, вы носите лишь несколько любимых рубашек из целого гардероба, сталкиваетесь с одними и теми же проблемами в быту или замечаете, что на работе весь процесс тянут трое из десяти сотрудников. Но действительно ли это универсальный закон, объясняет портал iflscience.

Принцип Парето происходит от итальянского экономиста и физика Вильфредо Парето, жившего в XIX веке. Он заметил, что богатство в Италии распределено неравномерно: меньшинство населения владеет большей частью собственности. Эта зависимость описывается степенным законом, который позже назвали распределением Парето.

Часто повторяют, что Парето якобы указал: 80% земли в Италии принадлежали 20% людей. Однако сам Парето не называл это универсальным правилом. Например, он отмечал, что в Великобритании в его время 27,7% населения получали 72,3% доходов.

Знаменитое правило 80/20 стало популярным в середине XX века благодаря инженеру Джозефу Джурану. Он превратил наблюдение Парето в универсальный инструмент для бизнеса, экономики и повседневной жизни. С тех пор правило используется где угодно: от менеджмента до маркетинга и психологии. Его активно цитируют не только бизнесмены, но даже стоматологи в научных публикациях.

Но работает ли оно на самом деле?

Физик Геннадий Грачев из Южного федерального университета России в своей публикации Pareto Principle замечает:

«На бытовом уровне существует устойчивое мнение, что принцип Парето применим ко всем фактам человеческой жизни».

И перечисляет популярные версии: 20% клиентов приносят 80% дохода; 20% продуктов дают 80% продаж; 20% сотрудников создают 80% проблем и так далее.

Однако исследования, опубликованные в Pareto Rule in Marketing Revisited показывают: эти цифры редко точны. Принцип может выражаться и как 70/30, и даже как 10/90. В маркетинге соотношение ближе к 70/20, в найме — 80/50. Википедия и вовсе не соответствует такой модели. Более того, при попытке использовать принцип Парето по назначению — для анализа распределения богатства — он больше не отражает действительность.

«Парето не объявил о своем открытии универсального правила 20/80 и это важно: распределения, на которые ссылаются сторонники принципа, очень изменчивы, — подчеркивает Грачев

Однако это не значит, что принцип бесполезен. Исследовательницы Хелен Вестерби и Тамара Кнарбакк Нортун в своей работе предлагают применять не строгие цифры, а более гибкие категории:

«У вас есть "тяжелые" пользователи — те, кто чаще всего покупает, тратит больше и выбирает разные бренды, и "легкие" — те, кто делает это реже и меньше. Такой подход полезнее и ближе к реальности, чем попытки втиснуть все в фиксированное соотношение», — отмечают авторы исследования

В эпоху больших данных бизнес сталкивается с еще более перекошенными цифрами: 10% клиентов могут обеспечивать 90% прибыли или даже 150% (если остальные работают в убыток). В таких случаях принцип Парето становится скорее методом приоритизации, чем формулой.

Экономист Джозеф Перски в своей статье 1992 года также объясняет популярность принципа:

«История всех существовавших до сих пор обществ — это история социальных иерархий. Почти все распределения доходов асимметричны. Мы не видим равных или трехпиковых распределений. Здесь всегда что-то происходит».

Итак, «правило 80/20» не универсально, но оно указывает на важную закономерность: большинство эффектов часто вызвано меньшинством причин. Но насколько сильна эта концентрация — зависит от конкретной ситуации.

Математики раскрыли логику, по которой люди ходят толпой: видео

Люди оказались удивительно предсказуемы в своем якобы случайном выборе