Курскую область намерены продвигать с помощью декоративно-прикладного творчества
Кожлянская игрушка и саморядовские тканые рушники, суджанские ковры и артельная кукла, а также многие другие аутентичные ремесленные изделия могут стать важными элементами продвижения курских традиций и обычаев, а также - инструментами для стабильного заработка мастеров.
Однако для этого предстоит преодолеть массу серьезных барьеров. О том, как выстроить систему сбыта и продвижения традиционных ремесленных товаров в регионе и за его пределами, речь шла на встрече мастеров с врио губернатора Александром Хинштейном.
Нить истории
На приграничной территории Курской области, пережившей нелегкие месяцы вторжения, удалось спасти и сохранить часть культурного наследия этого самобытного края, например, те же суджанские ковры да керамику, сверкающую глазурью. И наряду с произведениями декоративно-прикладного творчества бережно сохраняются и сами ремесла. В Курском областном дворце народного творчества имени Винокура выставка пестрит уже современными изделиями, и пока участники встречи обсуждают сложности ремесленников, мастерица за ткацким станком "рисует" узоры на будущем ковре.
Директор Дворца народного творчества Владимир Русанов отмечает, что до наших дней, благодаря мастерам, сохранились известные курские ремесла. Помимо суджанских ковров, кожлянской игрушки, саморядовского узорного ткачества это плетение лаптей, бондарство, кузнечное дело, гончарство - как суджанское, так и дроняевское, народные куклы и многие другие. Центры народного творчества работают по региону и пользуются популярностью, теперь - за исключением Глушковского и Суджанского. Они разрушены.
Однако ремесло все равно живет. Даже Суджанский колледж искусств продолжил работу после известных событий и сохраняет ремесла.
- Отделение прикладного искусства разместилось у нас, в стенах Дворца народного творчества, - отмечает Владимир Русанов. - В целом же в регионе работают 750 мастеров, 200 из них - в самом Курске. Традиционными ремеслами занимаются 170 человек.
Есть договоренность и с маркетплейсом: для курских мастеров там предусмотрены специальные условия - можно предлагать товар в количестве 10-15 штук
- С глубокой симпатией отношусь к людям, которые занимаются народными промыслами, - отмечает Александр Хинштейн. - Промыслы Курской области нуждаются в особом внимании и поддержке, которая должна вестись по разным направлениям. Особенно важно обеспечить их продвижение. Но пока я не увидел ни специализированных точек продаж, ни сувенирной продукции в торговых центрах. Но я вижу, насколько это здорово и интересно - и с точки зрения тысячелетия Курска, и в целом продвижения региона.
Впрочем, собравшиеся на встрече мастера продвижением занимаются как могут. Мастеровой проспект на Курской Коренской ярмарке - главное событие для многих из них: можно продать свои изделия, можно познакомиться с творческими людьми из других регионов, можно набрать учеников. Впрочем, ярмарка - раз в год, а нынешним летом и ее не будет.
Кожлянская квартира
Вопрос о том, на что жить мастеру, хранителю традиционного ремесла, задает чиновникам Валентин Тимофеев. Кожлянская игрушка, изготовленная им самим и мастерами-единомышленниками, сегодня занимает целую квартиру и еще несколько площадей: единого склада нет. Но если раньше символичными фигурками, свистульками с многозначительным узором торговали от Орла до Харькова, а часть еще и увозили до самой Персии, то теперь пылятся результаты кропотливого труда… А ведь эта игрушка - символ Курской земли.
- Без реализации продукции год, как нам, ремесленникам, производящим игрушку, жить? - задается вопросом Валентин Тимофеев. Он напоминает историю создания игрушки, рассказывает, что раньше это ремесло стало промыслом - вся деревня Кожля делала эти глиняные фигурки, способные переливчато свистеть: - И теперь нам бы хотелось возродить ремесленную деревню.
В том, что это может быть интересно туристам, никто не сомневается, как и в том, что деревня потребует колоссальных вложений. Но где их взять без рынка сбыта для игрушки, которая уже занимает целую квартиру?
Александр Хинштейн отметил, что сначала нужно создать если не сеть, то несколько площадок для продаж изделий курских мастеров.
- С представителями торговых сетей мы уже говорили о возможности предоставления льготных площадей, - отметил он. - Чтобы люди, которые приезжают в Курск, увозили не только впечатления, но и сувениры, которые рассказывают о курских промыслах.
Есть договоренность и с маркетплейсом Wildberries: для курских мастеров там предусмотрены специальные условия - можно предлагать товар в количестве 10-15 штук.
Также есть договоренность о создании специализированной точки на железнодорожном вокзале Курска. Врио заместителя председателя правительства Курской области Артем Демидов отмечает, что это будет не просто сувенирная лавка.
- Мы планируем, что мастера смогут там же проводить мастер-классы, рассказывать о своем творчестве, - говорит он. - И ту же кожлянскую игрушку там не просто продавать, а, например, сформировать набор с красками, чтобы ребенок или взрослый могли ее сами расписать.
В том, что это будет пользоваться большим спросом, нежели игрушка как сувенир, уверены и другие мастера. Все очень ждут, когда можно будет поработать в этой ремесленной лавке. Однако терпением нужно все же запастись: пока на площадях, обещанных курским ремесленникам в бойком месте вокзального комплекса, другой арендатор. Съедет он - и начнется оборудование ремесленной лавки с пространством для преподавания.
Уроки курского
Впрочем, тему обучения в рамках встречи не затронули: пока деятельным ремесленникам не до этого. Однако знания и умения - тоже продукт, и спрос на него на рынке в настоящий момент едва ли не выше, чем на сами оригинальные изделия ручной работы.
Областной дворец народного творчества объединил и мастеров, и их учеников. Места на мастер-классы раскупаются как горячие пирожки. И помимо популярного сейчас лоскутного шитья, цветочных фантазий из фоамирана, росписи по ткани и макраме, спросом пользуются и кропотливое фриволите, и вдумчивое, символичное изготовление курских артельных кукол. Последнее, можно сказать, феномен. Артельная кукла появилась в Курской области в начале прошлого столетия и похожа на современниц. Однако художники-кукольники работали над образами целыми артелями и придавали значение каждой детали: даже костюм куклы воспроизводился с народными элементами по всем правилам и отражал традиции и устои. Такая кукла - не игрушка, а произведение искусства и, можно сказать, бренд. Костюм ее - исконно курский народный.
Теперь мастер Ольга Жихор, которая создала в столице Соловьиного края целый кукольный музей, начала передавать свои знания. И на обучение так просто не попасть. Собкор "РГ", например, ждет начала следующего цикла уроков. На первый места раскупили мгновенно.
- Когда мы только начали проводить творческие мастер-классы для всех желающих, думали, что это будет только для пенсионеров, - рассказывает заведующая сектором Курского областного дворца народного творчества Ирина Сопина. - Ведь именно у них есть для этого главный ресурс - время. Работающей женщине сложно выкроить даже час для таких занятий. И сначала так и было. Однако теперь видим, что контингент наших учениц меняется. Приходят женщины молодые, студентки и школьницы. И интересно, что сначала они стремятся на один мастер-класс, а потом спрашивают: "А еще что у вас есть?" И приходят снова. Недавно, кстати, по поводу обучения позвонила женщина, которая уже обучалась у нас. Так она спросила: "А я на том мастер-классе буду не слишком старой?"
В целом же востребованные на современном рынке мастера и их изделия готовы и совершенствоваться, и менять свои изделия, и участвовать в разного рода проектах. Руководитель "Кузнечной артели 46" Марат Казаков тоже продвигает самобытный кузнечный промысел: потому и артель у него 46-я, обозначает Курский регион. А на встречу с врио главы региона мастер пришел с одним-единственным предложением: к тысячелетию родного города артель может помочь в реновации исторического центра и в целом весь город украсить своими изделиями.
- Что ж, это очень хорошо! - констатировал Александр Хинштейн. - Конечно, мы такому предложению только рады.