Деревянные часы самоучки восхитили принцев ОАЭ

Судя по всему, в мире остался единственный материк - Антарктида, где еще не оценили мастерство уникального мастера из Минской области, который уже почти сорок лет дарит миру деревянные часы. На всех остальных меридианах планеты созданные Андреем Мартынюком ходики из древесных деталей хранятся в музеях и частных коллекциях. В том числе - у принцев ОАЭ, которые были поражены тончайшей работой искусного самоучки. Об этом сообщает БЕЛТА.

Деревянные часы самоучки восхитили принцев ОАЭ
© Российская Газета

И хотя, по признанию мастера, этот труд порой занимает годы, он продолжает настойчиво соединять шестеренки, валы и узлы так, как до этого еще не делал никогда. В этом житель Дзержинска и видит смысл своего творчества, которое не дает превратиться часовому делу в ремесло.

Известно, что в юные года будущий мастер был погружен в библиотечный мир, пропадая у стеллажей книг, и упорно читал. Дело в том, вспоминает Андрей Мартынюк, что книги таких признанных часовщиков, как Юлиус Гене и Генрих Канн, на дом не выдавали - слишком ценные экземпляры.

Правда, в прошлом веке существовала практика: если нужной книги не оказалось в местной библиотеке, ее заказывали из библиотек всей страны. Так в руки Андрея попал на несколько дней и атлас работ Юлиуса Гене. Сидел в библиотеке подолгу, перерисовывал картинки из атласа в тетрадку, вспоминает мастер.

Спустя годы папа подарил ему проектор с диафильмами, один из которых был посвящен знаменитому механику-изобретателю Ивану Кулибину. "Вот тогда и узнал, что началом его творчества в часовой механике были деревянные часы. И это сильно запало мне в душу", - признается мастер. Может быть, поэтому, уже получив после школы инженерное образование, он пришел к выводу: нужно использовать инженерные знания, чтобы облегчить свой труд. Так у Андрея Михайловича появились и самодельные станки, с помощью которых все эксперименты начали проходить гораздо быстрее. Механику он начал мастерить из фанеры, а массив использовать только для оформления основных панелей. Как правило, это были дуб, ясень, бук и ольха.

Кстати, со временем в часах Мартынюка появилась и металлическая деталь - ось валов. Раньше эта часть была из обожженного бамбука. Изменениями в своей работе мастер доволен, ведь они во много раз ускоряют процесс: если на создание полностью деревянных часов раньше уходил год и больше, то фанерная механика и металлическая ось валов позволили сократить срок до полутора месяцев. Выросло и число заказов из разных концов света - от Америки до Австралии.

Однажды предложили изготовить часы в подарок принцам в ОАЭ. "Волновался, прекрасно знаю, что на Востоке прикладное искусство - исключительно ювелирная работа, феноменальная по качеству и уровню фантазии", - рассказал мастер и добавил, что когда часы запустили, принцы были в восторге.

Не менее запоминающаяся работа - подарок Президенту Беларуси к его юбилею. Над эскизом ломал голову весь коллектив Дзержинского центра культуры и народного творчества, где мастер трудится уже пятнадцать лет. Было решено сделать часы в виде дерева, крона которого повторяет контур Синеокой.

Правда, масштабы полета творческой фантазии пока еще сковывают размеры мастерской часовщика, признается он журналистам. А отсутствие просторного помещения тормозит создание музея деревянной механики. "Хотел бы выставить там различные экспонаты, включая модели эпохи Леонардо да Винчи, Пифагора", - делился своим идеями Мартынюк. Он может пересчитать на пальцах одной руки коллег на постсоветском пространстве, которые создают аналогичные экземпляры, но в ограниченном количестве. Иногда его посещают мастера из России, а в прошлом году пригласили к себе - в Москву и Санкт-Петербург.

А вот на вопрос о конкуренции среди коллег мастер привычно отвечает, что она его не беспокоит. И не только потому, что его работы уникальны. Философия самоучки проста: если кто-то заинтересовался созданием деревянных часов - поделись с ним своими знаниями. А еще - чертежами и разработками. Причем совершенно бесплатно.

Следует добавить, что сейчас Андрей Мартынюк - член Союза мастеров народного творчества Беларуси, член Академии народного искусства России, обладатель президентского гранта и медали Франциска Скорины.