Сотрудница прокуратуры оставила службу, чтобы начать цветочный бизнес
Пенсия - лишь начало новой жизни. В этом уверена хабаровчанка Анна Исаева, поменявшая должность в прокуратуре на флористику.
За ее плечами - 16 лет в погонах, большую часть из которых она отвечала за связь с общественностью. Сегодня молодая пенсионерка признается, что до сих пор не может читать новости - слишком много негатива приходилось пропускать через себя. Это и повлияло на решение оставить службу. Коллеги и руководство отговаривали, предлагали подумать. Точнее, передумать. Все-таки полковник, почетный работник прокуратуры - солидно.
- Я тогда поняла, что больше не могу - тяжело морально, когда постоянно читаешь про криминал. Написала заявлние на отпуск "с последующим", вывезла вещи из кабинета и ушла. Сначала в никуда. Пару месяцев занималась спортом, отдыхала, а потом задумалась, чем же буду заниматься дальше. Обычно прокурорские на пенсии идут в юристы или адвокаты - по нашему профилю, но я вдруг решила, что стану индивидуальным предпринимателем, - рассказывает Анна.
В новой профессии меньше работы не стало - она по-прежнему занята 24 на 7. Но зато не приходится вскакивать по ночам от звонков журналистов. Хотя иногда до сих пор еще звонят по привычке - получить комментарии.
- Как-то недавно заглянула девушка в салон, спросила номер телефона, чтобы потом сделать заказ, и удивилась: "А вы у меня почему-то "Анна, прокуратура" записаны". Сказала, что не узнала - раньше я казалась ей очень строгой, а сейчас улыбаюсь. Сама заметила, что чаще нахожусь в хорошем расположении духа, чем прежде. Все-таки когда вокруг такая красота и цветы, невольно улыбнешься, - продолжает Анна.
Но бывают и тяжелые дни, когда не до веселья. О промахах и проблемах начинающая предпринимательница рассказывает подписчикам, не скрывая обратную сторону нелегкого цветочного бизнеса. Главная сложность его в том, что товар - скоропортящийся. Не нашел букет своего клиента - бизнесмен потерял вложенные в него средства.
- Сразу для себя решила, что не буду гнаться за длинным рублем. Пусть бизнес станет чем-то вроде хобби. Главное не уходить в минус, платить аренду и получать удовольствие от работы. Поэтому пока не беру много цветов, лучше красиво оформить те, что есть, чем плакать, наблюдая, как чахнут букеты за стеклом, - говорит Анна.
Первое время слезы все-таки были. В цветочный бизнес смело шагнула, изучив флористику на курсах, но не представляя до конца, с чем придется столкнуться. С трудом нашлось помещение под салон, и не на красной линии, как мечталось. Правда, сейчас полковник в отставке уверяет, что это даже лучше - местечко тихое, но спокойное. А клиенты и вдали от центра найдут.
Помещение в цоколе пятиэтажки пришлось полностью ремонтировать самой. Привела заодно в порядок и территорию вокруг, выкосила траву, выложила камушки на газоне, чтобы было красиво. Крыльцо оформила цветами и поставила выкрашенный велосипед с корзинкой - байк пожертвовал брат на открытие бизнеса. Сама придумала себе логотип с лисой, подобрала название и открылась.
- Сегодня девять месяцев, как работает мой салон. Считай, выносила, дала жизнь, пора ставить на ноги. У меня сначала была ассоциация с первым сентября: посадили тебя за парту - и вперед, ко всему новому. И ты постепенно начинаешь что-то узнавать. Например, что есть аллергия на листья хризантемы - об этом даже не догадывалась, пока не увидела, как посинели руки, когда разгружала товар. Сейчас стала спокойней, уже "набила шишки", знаю, какие могут быть ситуации - все-таки надо постоянно взаимодействовать с людьми, а они, бывает, удивляют, - говорит предпринимательница.
К примеру, однажды клиент вернул букет, возмущался, что цветы быстро завяли, обвинил, что ему подсунули старье.
- Конечно, такое недопустимо, - объясняет Анна. - Тем более, что я стараюсь брать цветы, которые долго стоят в вазе. Проверяю их у себя дома, сколько они могут еще прожить. Поэтому жалоба клиента меня обескуражила. На вид розы были жуть и печаль: засохшие листья, опущенные бутоны. Помню, что упаковывала, чтобы не замерзли на улице, приложила порошок, рассказала про уход. В качестве компенсации вручила коробочку с цветами. А те розы просто поставили в воду, и буквально через десять минут они ожили - цветам просто не хватало воды.
О промахах и проблемах начинающая предпринимательница рассказывает подписчикам, не скрывая обратную сторону нелегкого дела
В другой раз клиент позвонил ночью с вопросом, почему букет стоит дороже, чем цветы без оформления. Пришлось объяснять, что труд флориста тоже должен цениться.
Однако, по словам Анны, недовольные клиенты - редкость. Чаще от общения с людьми она получает удовольствие. Даже с зашедшими поболтать соседками - бабушки, живущие в пятиэтажке, заглядывают порой на задушевные беседы. Приходят и бывшие коллеги, поддерживают и говорят, что гордятся ею и следят за публикациями в соцсетях.
Правда, не все отнеслись к появлению в районе цветочного салона положительно. Накануне 14 февраля - Дня влюбленных, когда букеты разлетаются как горячие пирожки, неизвестные выкинули рекламный штендер Исаевой. На 8 марта ситуация повторилась. На происки коллег-цветочников не обиделась, а наоборот обрадовалась и посчитала это успехом - признают, значит, за конкурента.
- Когда спрашивают совета про предпринимательство, я говорю: "Только не цветочный", - смеется Анна. - Это сейчас уже легче, а после пары месяцев, когда казалось, что ничего не получается, ты смотришь, как умирают цветы, и страдаешь, опускались руки. Честно. Не бросила только потому, что с детства у меня синдром отличницы и не могу относиться к делу несерьезно. Правда, из-за своей гиперответственности иногда до ночи тружусь, составляю букеты, если поступило много заказов.
Сейчас Анна пробует коллаборацию - в салоне организовали вечер поэзии. Планирует делать совместные мероприятия с другими компаниями, чтобы клиентам было интересно приходить не только за цветами. И практикует мастер-классы по формированию необычных букетов. Один из них мы тоже собрали под руководством Анны - на небольшой букетик ушло около получаса.