Представители Секции истории авиации и космонавтики петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН и комиссии воздухоплавания Русского географического общества (РГО) расскажут петербургским школьникам об одном из первых русских авиаторов Сергее Исаевиче Уточкине. Его показательные полеты в разных городах Российской Империи в начале XX века наблюдали будущие выдающиеся авиаконструкторы от Сухого и Сикорского до Ильюшина и Королева. Об этом накануне 140-летия со дня рождения Уточкина, которое отмечается во вторник, сообщил Виталий Лебедев, руководитель секции истории авиации и космонавтики ИИЕТ РАН и комиссии воздухоплавания РГО. "В течение года мы проведем ряд встреч в школах и вузах Петербурга, где расскажем о человеке, достигшем вершин в велосипедном, мото— и автоспорте и одним из первых в России летавшем на воздушном шаре над Египетскими пирамидами и проехавшем по России с серией показательных полетов на первых типах самолетов", — сказал он. Лебедев отметил, что вместе с единомышленниками расширяет просветительскую работу, так как память о выдающихся соотечественниках не только дает молодым хороший пример, помогает углубить знания об окружающем мире, но и является «прививкой», неспецифическим средством профилактики деструктивных явлений (наркомании, алкоголизма) и помогает противодействовать представителям тоталитарных сект и вербовщиков ИГИЛ ("Исламское государство", деятельность организации запрещена в России). От кого «заразились» небом Сухой, Климов, Сикорский, Королев Первый полет на воздушном шаре Уточкин совершил 9 октября 1907 года, в конце года гастролировал в Египте, совершив полеты над пирамидами. Осенью 1909 года он отправился во Францию, которая лидировала в те годы в мире в области развития авиации, где изучил конструкцию аэроплана и мотора и успел поработать на авиационном заводе. В родную Одессу вернулся с основными узлами моноплана «Блерио-11». С помощью столяров изготовил деревянные детали и собрал самолет. Получился аппарат, похожий на «блерио», но с различиями в размерах и очертаниях. В конце того же года испытал его. Из-за недостаточной мощности мотора получались только подлеты. 28 марта 1910 года на одесском стрельбищном поле Уточкин совершил свой первый полет на французском «Фармане». В 1910-1912 годах Сергей Уточкин совершил около 150 полетов в 70 городах России и за ее пределами, их наблюдали более миллиона человек. Авиаконструктор, создатель Конструкторского бюро и авиастроительного предприятия, носящего его имя, Павел Сухой вспоминал, что полеты Уточкина произвели на него столь сильное впечатление, что предопределили его дальнейшую судьбу. Он наблюдал их в Гомеле (Белоруссия) будучи еще гимназистом. "Я шел с ребятами из гимназии, и вдруг над нашими головами пролетел аэроплан. Это было так неожиданно и удивительно, что дух захватывало. Не птица, а человек летит над нами", — вспоминает слова отца дочь авиаконструктора Ирина Павловна. В Киеве полеты Уточкина наблюдали будущий создатель авиационных двигателей Александр Микулин, начинающий авиаконструктор Игорь Сикорский, гимназист и будущий писатель Константин Паустовский, при его полетах в Москве присутствовал профессор, создатель аэродинамики, Николай Егорович Жуковский, будущие известные летчики и авиаконструкторы Владимир Климов и Сергей Ильюшин, в Орле — будущий создатель одних из самых лучших в своем классе многоцелевых самолетов У-2 (По-2) Николай Поликарпов, в Нежине — будущий основоположник практической космонавтики Сергей Королев. Литературный портрет работы Куприна Благодаря дружбе с писателем Александром Куприным история хранит не только фото-, но и литературный портрет Сергея Уточкина. 26 сентября 1909 года писатель и еще два одесских журналиста сопровождали Уточкина в полете на воздушном шаре. В появившемся через два дня в «Одесских новостях» рассказе Куприна «Над землей» он в увлекательной форме поделился впечатлениями о полете. "Я бы, не задумавшись ни на секунду, полетел с нашим пилотом на его будущем аэроплане, точно так же, как пошел бы с этим человеком на всякое предприятие, требующее смелости, риска, ума и звериной осторожности", — писал Куприн, уже зная о том, что Уточкин освоил планер и готовится к постройке самолета. И о самом герое: «Он был выше среднего роста, сутуловат, длиннорук, рыжеволос, с голубыми глазами и белыми ресницами, весь в веснушках, одевался всегда изысканно, но, как это часто бывает с очень мускулистыми людьми, платье на нем сидело чуть-чуть мешковато. Усы и бороду брил и носил прямой тщательный пробор, что придавало его лицу сходство с лицом английского боксера, циркового артиста или жокея. Был он некрасив, но в минуты оживления — в улыбке — очарователен. Из многих виденных мною людей он — самая яркая, по оригинальности и душевному размаху, фигура». Секунда полета — 6 рублей 29 и 30 мая 1911 года в Вильне (ныне Вильнюс, Литва) Уточкин не только летал сам, но и возил пассажиров. Первой виленской пассажиркой стала молодая артистка Нинет Флер. Полет продолжался 17 секунд и стоил артистке 100 рублей. В публике мгновенно посчитали, что секунда полета обошлась в 6 рублей. Места для зрителей обходились дешевле. По свидетельству виленской газеты «Наша копейка», «место в ложе стоило 1,5 рубля, на трибунах — 1 рубль, стоячие места — 50 копеек, места для учащихся в форме — 25 копеек, однако публика „предпочла устраиваться бесплатно, густо усеивая окрестные пригорки“. Газета „Наша копейка“ писала о пассажирском полете: „Молодая артистка скидывает с себя пальто и шляпу и смело взбирается на верхнее сиденье. Крепко держась за плечи авиатора, она с легким волнением ждет момента взлета. Раскачивается пропеллер, аппарат делает несколько саженей по земле и… взлетает в воздух. Семнадцать секунд — и снова на земле. Сотни любопытных спешат к первой в Вильне воздушной пассажирке. У нее бледное лицо, растрепанные волосы и недовольный вид. „Не было почти ощущения“, — с обидой заявила она“. Уточкин никогда не уступал требованиям пассажиров лететь в неблагоприятных условиях или с повышенным риском, а его манера полета считалась одной из самых безопасных. Откуда в Приморском районе Петербурга улица Уточкина К 1910 году в Петербурге недалеко от Коломяжского ипподрома, где взлетали первые авиаторы, оборудовали Комендантский аэродром, второй в России после Гатчины. В настоящее время здесь пролегают улицы Аэродромная, Парашютная, аллея Поликарпова и проспекты Королева, Богатырский, Испытателей, улица Ильюшина, Авиаконструкторов, улица Уточкина, находится станция метро „Комендантский проспект“. При строительстве нового района города в 80-х годах XX века в его топонимику внесли память о первых российских авиаторах, хотя сам Комендантский аэродром не сохранился. С 8 сентября по 1 октября 1910 года здесь, на первом в России гражданском аэродроме, состоялся Первый Всероссийский праздник воздухоплавания. Публике показали аэропланы, воздушные шары, аэростаты и дирижабль. 21 сентября Сергей Уточкин получил первый приз в состязаниях на точность спуска, на следующий день в борьбе летчиков на продолжительность полета без приземления он был вторым, в состязаниях на высоту полета — третьим, в соревнованиях на приз Морского ведомства на точность посадки на условную палубу корабля Уточкин снова был в лидерах — вторым после своего основного соперника и друга, также одессита, Михаила Ефимова. Путь от велосипеда к самолету До того как увлечься авиацией Уточкин проявил себя как талантливый и многосторонний спортсмен — фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото— и автогонщик. Он родился в Одессе в купеческой семье, рано остался сиротой и воспитывался в пансионе Ришельевской гимназии. Писатель-одессит Валентин Катаев в своих воспоминаниях отмечал, что „велосипед был его стихией“. Уточкин многократно побеждал на соревнованиях в России и рубежом, добывая победу благодаря выдержке и выносливости, позволявшими ему сохранять силы для спурта на финише. Умение финишировать сделало Сергея Уточкина известным велогонщиком и в Европе и способствовало популяризации велосипедного спорта в России, особенно в 1895-1905 годах. Уточкину было недостаточно побеждать на велотреке или футбольном поле, он хотел расширить пределы человеческих возможностей. Для этого он бегал наперегонки с одесским паровым трамваем, соревновался на велосипеде со скаковой лошадью, а на роликовых коньках — против велосипедиста, спускался по ступеням знаменитой Потемкинской лестницы на велосипеде, мотоцикле и автомобиле. Вместе с братом в Одессе он открывал киносалон „УточКино“, однако славу ему принесло именно занятие авиацией, хотя в ней он стал не первым, а одним из первых, при этом искусство управления аэропланом Уточкин освоил самостоятельно. В июле 1911 года Сергей Уточкин принял участие в первом перелете из Петербурга в Москву. Об участии в нем заявили 12 летчиков, к финишу пришел лишь один А. А. Васильев, трое совсем отказались от полета, трое разбились, один разбил свою машину, четверо застряли на промежуточных станциях, писали „Русские ведомости“ 15 июля 1911 года. Уточкин стартовал первым. До Новгорода было все в порядке, но затем забарахлил и потребовал ремонта мотор. Через день после ремонта авиатор продолжил путь. Шел на высоте около четырехсот метров. Было ветрено и сильно болтало. Очки запотели, и Уточкин начал протирать стекла носовым платком. Неожиданно резкий порыв ветра бросил машину вниз. Одной рукой пилот не справился с управлением. Выключил мотор и начал спускаться. Самолет попал в глубокий овраг с речушкой на дне и разбился, а летчик выпрыгнул из аппарата на лету. Он упал в воду и сильно пострадал: надлом черепной коробки, перелом ключицы, вывих коленного сустава. Он долго лечился, смог вернуться к полетам в 1912 году, но полученные травмы сильно подкосили его силы и стали причиной преждевременной кончины в 39 лет 31 декабря 1915 года (13 января 1916 года по новому стилю) от кровоизлияния в мозг. Его последним пристанищем стало Никольское кладбище Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга. 16 июля нынешнего года, в субботу, здесь соберутся петербургские историки и любители авиации, чтобы почтить память прославленного авиатора.