В каждой второй столичной семье родители делают уроки вместе с детьми

Накануне 1 сентября мы провели опрос на сайте kp.ru по одной из самых актуальных сейчас тем: что делать родителям, чтобы ребенок лучше учился в школе, как повысить успеваемость? Читателям «Комсомолки» предложили выбрать один из семи вариантов ответов. Результаты оказались весьма показательными, некоторые выглядят на первый взгляд неожиданно. Прокомментировать выбор московских родителей мы попросили авторитетных экспертов: заместителя руководителя Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования Высшей школы экономики Андрея Захарова и опытного психолога Павла Волженкова. ЛУЧШИЕ ПОМОЩНИКИ - РОДИТЕЛИ Именно так считают участники опроса «КП». На первое место (49%) родители ставят собственную помощь ребенку. Почти в каждой второй столичной семье мама, папа или другие домочадцы стараются делать школьные домашние задания вместе с детьми. При этом варианты участия родителей могут быть разными. Кто-то контролирует, чтобы ребенок сел за «домашку» в определенное время. Кто-то проверяет, как дети выучили уроки, а кто-то работает над домашним заданием вместе со своим любимым учеником «от и до». Как оценивают такое поведение родителей специалисты? - Многое зависит от возраста ребенка, - отмечает Андрей Захаров. - Чаще всего родители делают домашние задания вместе с детьми в начальных классах. На таких ранних этапах поддержка матери и отца действительно может быть важна. Кстати, если родители занимаются с детьми до школы, например, учат их читать, то это очень плодотворно сказывается на успеваемости в начальной школе. Исследования показали, что этот «багаж» нередко помогает ребенку добиваться успехов в учебе вплоть до 4 класса. Чем ближе к старшим классам, тем реже родители проверяют уроки школьника и уже тем более делают домашние задания вместе с подростком, - поясняет эксперт. - Если же маме или папе приходится часто и активно подключаться к совместному выполнению домашней работы в старших классах, то, как правило, это реакция на проблемы ребенка в школе. Зачастую в таких случаях успеваемость страдает, поэтому нужно повнимательнее разобраться, в чем именно трудности, почему они возникли и искать способы решения проблем. В ТЕМУ - Нередко успеваемость детей в начальных классах связана с уровнем образования самих родителей, - рассказывает Андрей Захаров. - Так, родители с высшим образованием, по данным исследований, чаще занимаются с детьми перед поступлением в школу - то, о чем мы говорили выше. Родители с меньшим уровнем образования делают это реже. При этом важную роль играет, ходит ли ребенок в детский сад. Например, есть категория родителей без высшего образования, которые не уделяют особого внимания образованию ребенка до школы сами, и к тому же эти дети не посещают сад. Таким малышам в начальных классах приходится особенно сложно. Поэтому важно, чтобы мамы и папы оказывали поддержку детям, начиная делать это на ранних этапах. РЕПЕТИТОРЫ - ДЛЯ КАЖДОГО ПЯТОГО Больше 20% участников опроса «КП» ответили, что нанимают своим детям репетитора. - Как правило, это бывает в старших классах, когда нужно подготовить подростка к поступлению в вуз, - комментирует эксперт. - Между тем наши исследования показали: зачастую репетиторство на самом деле помогает незначительно. Более того, эффективнее занятия с репетиторами оказываются для тех детей, которые и так учатся хорошо, и им требуется усилить знания, сконцентрироваться на определенных направлениях для поступления в выбранный университет. На третьем месте среди способов повысить успеваемость школьников по выбору родителей (12%) - программы дополнительного образования для детей и подростков. Большинство московских школ предлагают широкий выбор таких программ - начиная с дополнительных часов для углубления знаний по математике, русскому языку или физике и заканчивая кружками по игре в шахматы, танцевальными студиями и т.д. «Программы дополнительного образования - действительно отличный способ развивать ребенка, расширять его кругозор и способности в самых разных сферах, - поддерживает Андрей Захаров. - При этом, конечно, нужно понимать, что с успеваемостью в школе напрямую будут связаны именно те программы, которые каким-то образом имеют отношение к школьным учебным предметами». Хотя, возможно и косвенное полезное влияние некоторых других занятий, напрямую не связанных со школьной учебой. Скажем, игра в шахматы нередко развивает математические способности ребенка, как отмечают нейробиологи. КНУТ И ПРЯНИК Остальные способы повысить успеваемость ребенка в школе по итогам опроса «КП» московские родители распределили так: - Приходится читать мораль нерадивому школьнику - 7% опрошенных. - Поощряем подарками за хорошие оценки - 5,5% родителей. - Ничего не делаем (фактически все надежды возлагаются на школу. - Ред.) - 5%. - Наказываем за плохие отметки - 1,5%. «Разумеется, поощрения и наказания какого-либо рода могут влиять на ребенка, - подтверждает Андрей Захаров. - Такие «кнуты» и «пряники» воздействуют и на самооценку, и на мотивацию детей. А мотивация и самооценка очень важны. Есть данные, например, что в старших классах у подростков в России сейчас сама по себе мотивация в учебе сильно меняется. Нередко падает интерес к учебным предметам как таковым. Школьники становятся заточенными на те дисциплины, которые нужно сдать для дальнейшего поступления в вуз. Такой своеобразный прагматизм вытесняет интерес к реальному получению знаний. И здесь, мне кажется, есть над чем поработать. КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Самое главное - установить доверительные отношения с ребенком - Самое важное, что могут сделать родители - установить доверительные отношения с ребенком. Тогда, с одной стороны, школьник будет делиться своими проблемами, задавать волнующие его вопросы, а, с другой, будет прислушиваться к советам родителей. В том числе - к разумным рекомендациям по учебе в школе, - поясняет психолог Павел Волженков. - Что касается поощрений в виде вручения подарков, денег за хорошие отметки - не думаю, что это хорошая идея, - считает специалист. - На самом деле у ребенка есть естественная, природная потребность к познанию, получению информации об окружающем мире. Когда школьник учится, он реализует эту потребность. Если же «подкреплять» такое естественное влечение к знаниям материальными стимулами, обязательным вознаграждением, то порождается нездоровая меркантильность. Фактически формируется деструктивное поведение, которое только навредит в будущем, будет осложнять жизнь. Точно так же вредны и наказания за плохие отметки. Наказывая ребенка, лишая его чего-либо, вы порождаете у него представление, что весь мир делится на две категории: людей-угнетателей и тех, кого обижают. Себя маленький человек, конечно, отнесет к последней группе. Безусловно, такой взгляд на мир будет мешать нормальному развитию ребенка. «Так что главное - еще раз взаимное доверие и максимальное расширение кругозора ребенка, это лучшее, что вы можете сделать», - заключает Павел Волженков. Уважаемые читатели, вы также можете принять участие в нашем опросе - выберите свой вариант ответа!

В каждой второй столичной семье родители делают уроки вместе с детьми
© Комсомольская правда