Васильева: Из ЕГЭ по литературе полностью исчезнет тестовая часть
Когда во всех школах появятся штатные психологи? Как изменится ЕГЭ по литературе? Сколько часов ребенок должен делать домашние задания? Что лучше - пятидневка или шестидневка? На эти и другие вопросы отвечала на "Деловом завтраке" в "РГ" министр образования и науки России Ольга Васильева. Скажем сразу: министр Васильева стала в редакции "РГ" рекордсменом по числу вопросов от читателей. Их было задано сотни, из всех регионов страны. И большая часть касалась тех задач, о которых Ольга Васильева объявила в самом начале своей работы. Напомним: это возвращение в школу воспитания, в том числе трудового, совершенствование ЕГЭ, доработка учебников, поддержка инклюзивного образования, социальная защита учителей и преподавателей вузов, объединение вузов и открытие опорных университетов в регионах... Ответы министра - четкие и конкретные. Ольга Юрьевна, после псковской трагедии, когда погибли двое подростков, правительство поручило институту Сербского заняться переподготовкой школьных психологов. Достаточно ли их сегодня? Как вы оцениваете их работу? Ольга Васильева: Я считаю, что психологическая служба должна быть в каждой школе. И был период, когда так и было. Но сейчас их не хватает. Чтобы исправить положение, надо решить вопрос с оплатой труда психолога в каждой школе. Думаю, мы сможем сделать это в ближайшее время. Сейчас, на мой взгляд, без школьных психологов нельзя. В Псковской области произошла большая трагедия - детей уже не вернешь. Думаю, что здесь виновата не только школа, но и близкие люди, социальная среда, в которой оказались подростки. Но главная причина - наше равнодушие к чужому горю, чужой беде. Если мы будем вновь говорить о добре и зле, что хорошо, а что - плохо, о том, что является ценностями для каждого человека, таких случаев будет меньше. Надо решить вопрос с оплатой труда психолога в каждой школе. Думаю, мы сможем сделать это в ближайшее время Для меня было не менее сильным потрясением, когда весь Интернет обсуждал издевательства над животными двух школьниц из Хабаровска, но не звучал главный вопрос: почему это произошло? Все нравственные основы человеческого бытия даны в золотых примерах русской литературы, но мы почему-то решили, что русская литература не должна быть в программе в том объеме, который был в школе раньше. Два школьных поколения оказались лишены возможности прикоснуться к тому источнику, который питает человека. Что изменится в программах по литературе? Что нового появится в сочинении, ЕГЭ? Ольга Васильева: Со следующего учебного года в ЕГЭ полностью исчезнет тестовая часть. ЕГЭ станет полностью творческим, и экзамен приобретет совершенно иное звучание: он будет разделен на три блока, в которые войдет то, что мы называем классическим сочинением. Первый блок - это два задания, связанные с литературоведением. Второй блок - письменные творческие задания, связанные с оценкой лирического произведения. И третий блок - это сочинение, где каждому будут даны четыре темы на выбор. Первая - литературоведческий анализ произведения, вторая - личностное восприятие прочитанного, третья опирается на знания творчества какого-то писателя. Для раскрытия четвертой темы ученик сможет сам выбрать любой материал. Можно уточнить: в сочинении останется строгая форма - надо столько-то знаков, вступление, аргументы, заключение или вывод? Ольга Васильева: Мы будем приближаться к тому классическому сочинению, которое у нас когда-то было. Много вопросов от читателей о школьной перегрузке. "Сын-восьмиклассник сидит над уроками до 9 часов вечера. Правильно ли требовать выполнения домашних заданий, несмотря ни на что? Считаю, что ребенок должен иметь возможность отдохнуть. Но не представляю, как быть со школой?", - спрашивает Алексей из Новосибирска. Ольга Васильева: Есть четко регламентированная в санитарных нормах нагрузка. Она зависит от возраста. Учебная нагрузка в 8-м классе - 33 часа при пятидневном обучении, и на выполнение домашнего задания ребенок не должен тратить больше 2,5 часа. С этим согласны и педагоги, и психологи, и медики. Самый простой ответ на вопрос вашего читателя: школа должна таким образом строить учебный процесс, чтобы нагрузка не превышала этих норм. Это классика. Но у всех детей разные психологические и физиологические особенности, в том числе скорость восприятия, способности. Поэтому даже в одной семье бывает, что один ребенок с разницей в два класса тратит на домашние задания полтора часа, а другой сидит по 5-6 часов. Родителям надо прежде всего понять, почему сын сидит над выполнением домашнего задания шесть часов? В нашей семье была такая же история: один ребенок делал все очень быстро, другой очень медленно, хотя на выходе результаты были одинаковые. Я, например, все делала очень быстро, потому что любила спорт, общение с друзьями, плюс у меня была музыкальная школа. Надо было все успеть. А сестра моя была мечтательная, она сидела за уроками гораздо дольше. Мы будем приближаться к тому классическому сочинению, которое у нас когда-то было "Можно ли рассмотреть возможность отмены субботы как учебного дня?" - интересуется читатель Сергей Бокарев. Ольга Васильева: Можно, и это зависит от школы. По закону об образовании школа имеет огромные права. В том числе решает, пять или шесть дней будут учиться дети. В России есть и пятидневка, и шестидневка. Решение об этом принимают администрация школы и управляющий совет. Полный отчет о "Деловом завтраке" - в ближайших номерах "РГ"