Ребятам интересно. Ноу-хау, детский технопарк и юных изобретатели Воронежа

«Робототехника позволяет развивать склонных к техническому творчеству детей, поскольку включает в себя электронику, программирование, механику, 3D-моделирование, математику. Это современное, перспективное направление. Ведь роботов, заменяющих труд человека, с каждым годом становится всё больше», — считает директор воронежской экспериментальной технической школы Алексей Федотов. Новые инженеры — Алексей Викторович, как бы вы оценили уровень изобретательства у современных детей? — К сожалению, техническое творчество в Воронеже на протяжении нескольких лет вообще не развивалось, мы потеряли время. Но сейчас наметился всплеск: региональный департамент образования поддерживает все новшества технических центров, да и в вузах проснулся интерес — они стали понимать, кто к ним пойдёт. Неумная задумка с ЕГЭ похоронила много талантов, поскольку дети стали поступать в вузы не по призванию, а по случаю. А ведь российские инженеры всегда славились своими изобретениями. Недаром мы первыми полетели в космос. Мало кто знает, что первый персональный компьютер, или, как называл его автор, «программирующий прибор», придумал и запатентовал Арсений Горохов, конструктор из Омска... Но, к сожалению, мы отстаём в уровне применения технологий. И сейчас нужно научить детей так создавать, чтобы внедрять свои изобретения, то есть нужно воспитать новых инженеров. — А часто ли встречаются талантливые дети? — Талантливых много. Три года назад совместно с областным центром технического творчества мы начали проводить межрегиональный фестиваль «Робоарт». Его основа — выставка. Мы не делаем ограничений по конструкторам, изготавливать их можно из чего угодно, даже из картона. Дети должны проявить себя, и они стараются. В прошлом году, например, удивил наш учащийся Алексей Боев, ныне ученик 11 класса. Он собрал 3D-принтер. Все детали разработал сам, напечатал на нашем 3D-принтере, а программное обеспечение прибора полностью переделал — настолько хорошо он в этом разбирается! Корпус же выпилил из толстой фанеры, стекло подогрева для пластика взял автомобильное. И всё работает! Сейчас на его приборе вся семья печатает разные фигурки и шахматы. Мы возили конструкцию Алексея в Москву на международный образовательный салон, и её с интересом рассматривали московские профессора. Настя Бутрина, 11-классница из лицея им. Киселёва, в ноябре заняла первое место на научно-практической конференции ЦФО «Шаг в будущее» в Липецке и теперь едет в Москву, в университет им. Баумана. Если там хорошо выступит, будет зачислена в главный технический вуз страны без экзаменов. Она изобрела инвалидную коляску-робота. Колёса у коляски — с изменяемой геометрией, что позволяет инвалиду свободно преодолевать лестницы и бордюры. Нужно лишь приподнять рычаг, чтобы не опрокинуться. — Наверное, у современных ребят лучше подготовка? — Всю жизнь учу детей и могу сказать, что даже компьютеры никак не повлияли на отношение к учёбе, не сделали её более продуктивной. Просто немного изменился подход к обучению. Конструкторы позволяют ребёнку быстрее понять, как работает устройство. Зачем вытачивать деталь на токарном станке, если это можно сделать на экране монитора и напечатать на 3D-принтере? Мы живёт в XXI веке. Кстати, у многих пап, когда они видят конструкторы, глаза загораются и руки дрожат — сами бы хотели позаниматься. Но родителям говорим так: ваше желание — одно, а ребёнка — другое. Давайте посмотрим, будет ли ему интересно. Не нужно заставлять, может, время ещё не пришло, а может, это вообще не его. Практически все 6-7-летние дети интересуются миром, им всё интересно. И нужно вовремя сориентировать ребёнка, чтобы он двигался в выбранном направлении. — В каком состоянии сейчас станции юных техников? — К большому сожалению, из муниципальных учреждений образования, которые занимаются с детьми техническим творчеством, остались единицы. Станция юных техников № 3 на Левом берегу, пожалуй, одна из немногих, которая поддерживает технический профиль. В «Реальной школе» много детей занимается профильным программированием, теперь — и робототехникой. Работает сам областной центр технического образования, который продвигает это направление в районах. Есть и частные центры. Робототехника позволяет развивать склонных к техническому творчеству детей, поскольку включает в себя электронику, программирование, механику, 3D-моделирование, математику. Это современное, перспективное направление. Ведь роботов, заменяющих труд человека, с каждым годом становится всё больше. Те же квадрокоптеры, которые следят за пожарами, нужно ремонтировать и обслуживать. На производстве масса автоматов — те же станки с ЧПУ. На пользу детям — Слышала, в регионе хотят открыть детский технопарк. — Москва понуждает региональных чиновников выделять деньги и заниматься технопарками. И интерес властью проявлен. Значит, идея будет продвигаться. Для детей это классно. Появится специально оборудованный центр, потому что обучать ребёнка в старой мастерской невозможно. Если будем учить на допотопных станках, они пойдут на производство, а там таких нет. Зачем учили? Дети иногда придумают то, о чём бы мы никогда не догадались. Вот, к примеру, немецкая заводская учебная конструкция простейшего робота. Дети начали его собирать. Оказалось, что в ней что-то неверно было рассчитано, и одно колесо болталось, т. к. на нём отходила шестерёнка. Тогда наши ребятишки придумали другое крепление двигателя — в итоге робот получился меньше, компактней, и ничего не отваливается. То есть конструктивно он оказался лучше, чем в журнале! — Что ждать от предстоящего «Робоарта»? — Будут очень интересные и сложные работы. Из Эртиля, например, обещают привезти робота, изготовленного из жестяных баночек и другого хлама. В этом году подали заявки участники не только из Черноземья и Ростова-на-Дону, как в прошлом, но и Свердловской области и Томска — там тоже сильные дети. И если год назад на фестивале выступило 837 детей, то, думаем, теперь он будет ещё масштабней.

Ребятам интересно. Ноу-хау, детский технопарк и юных изобретатели Воронежа
© АиФ