Летняя «практика». «За» и «против» отработки
В летний период школьников на несколько недель привлекают к летней практике, по-другому, отработке. Раньше ребята ухаживали за растениями на пришкольном участке, обрезали кусты, мыли полы и парты, помогали в библиотеке, или работали вожатыми в школьных лагерях. А как сегодня выглядит отработка и насколько она обязательна? - Мы просим у родителей разрешение привлекать детей к труду как в течение всего учебного года, и во время каникул летом. В каждой школе есть пришкольный опытный участок, который нужно поддерживать в рабочем состоянии всё время. Мы предлагаем детям поработать на нём около двух недель. В зависимости от возраста ребята трудятся по два с половиной - три часа в первой половине дня, - рассказывает начальник управления образования Оренбурга Нина Гордеева. - Мы не можем заставить детей посещать летнюю практику, но такое отношение к школе, конечно же, не приятно. Также старшеклассники могут работать вожатыми в школьном лагере, но это уже оплачивается через службы трудоустройства, уточняют в управлении образования. Нужно ли проводить их в школе и как к такому способу относятся родители, выяснил корреспондент «АиФ Оренбург». Олеся Огаркова: «Если уж приучать детей к труду, то это надо делать с первого класса, а точнее с детского сада. И для начала это должна быть теория, а далее совместное дело с родителями и учителями. Это можно сделать не нудной «обязаловкой», а интересным занятием! Но, к сожалению, это никому не надо. Учителя этим занимаются для галочки, а многие родители совсем не хотят участвовать в школьной жизни ребенка, хотя в это самое время и закладываются основы трудолюбия, заботы, совести, уважения. И, в первую очередь, проблема не в учителях, а в организации. Организовать родителей можно всегда, пусть не всех, но можно, было бы желание!» Инна Фоменко: «Я считаю, что отработка нужна только тогда, когда родители и дети сами желают оказать посильную помощь школе, а «обязаловка» только вредит отношению к этому делу учащихся и создаёт дополнительные неудобства с планированием отдыха детей, так как, насколько я знаю, период отработки «назначается» школьной администрацией без учёта интересов семьи. В нашей школе отработки существуют чисто формально: что-то помыть, помочь парты перенести и тому подобное. Предварительных дат, как таковых, нет, поэтому задействуют тех, кто в городе и свободен. Я очень даже «за» трудовое воспитание! Только всё дело в наличии или отсутствии любви, доверия, взаимопонимания между учителями и учениками. При доверительных отношениях отработка была бы не «обязаловкой» или наказанием, а делом, которое доверили сделать ребенку. Инна Ульянова: « Да, мой ребенок отрабатывает, если только это не совпадает по времени с летним лагерем, например. Вообще думаю, что отработка нужна. Когда дети сами что-то делают на школьном участке или в школе, это учит их быть более бережливыми и ценить чужой труд. Да и от дивана и компьютера они в это время находятся подальше».