Штучная работа. Директор школы искусств о силе эмоции и потухшем взгляде

Задача школы искусств - подарить ребёнку счастье. Учиться искусству без удовольствия детям противопоказано, считает руководитель детской школы искусство №6 города Майкопа, которая в 2017 году получила статус «Лучшей школы искусств России». «Благодаря повышенной эмоциональности маленького ребёнка язык музыки, язык эмоций ему близок и понятен. Это его язык. Лишать ребёнка этого языка недопустимо», - уверен Дмитрий Гордиенко. В интервью ADIGEA.AIF.RU директор майкопской школы искусств рассказал о талантливых детях, проникновенном исполнении и о том, почему не стоит заставлять детей заниматься музыкой. Своя фишка Карина Кадиева, ADIGEA.AIF.RU: Ваша школа в этом году награждена статусом «Лучшая школа искусств России» и вошла в топ-50 по стране. Что сыграло главную роль в этой победе? Дмитрий Гордиенко: Хотел бы уточнить: наша школа искусств стала лучшей среди 12 по всей России. По сути, всё, что в жизни происходит спонтанно, часто приносит удачу. Спонтанным стало наше участие в конкурсе на звание лучших. Неспонтанными - наши наработки, методики преподавания и победы ребят на республиканских, всероссийских и международных конкурсах. У нас обширная концертная деятельность. Фишка школы в том, что 21 год назад она была создана на базе известного во всём мире детского песенно-танцевального ансамбля «Казачата» для сохранения и возрождения культуры казачества. Недаром нас в народе называют «казачьей школой». На каждом отделении школы детей знакомят с историей и культурой казачества. - Что должно быть первично для педагога школы искусств, чтобы учёба была для ребёнка интересной? - Если коротко, - творческая инициатива, профессионализм и любовь к детям. В условиях «борьбы» за каждого ребёнка от педагогов школ искусств требуются большая компетентность и креатив. Занятия искусством не должны быть скучными. Главная ошибка большинства педагогов в том, что у 95 процентов их воспитанников нет набора произведений, которые они могли бы исполнить здесь и сейчас. Только ребёнок выучил и сдал одно произведение, ещё не успев его обкатать, погрузиться в нюансы мелодии, как уже перед ним новый материал. В нашей школе я с этим борюсь. Каждый наш ученик должен в любую минуту сесть к инструменту и сыграть свой базовый репертуар. И когда дети видят, что один творческий проект в школе сменяется другим, они буквально выстраиваются в очередь для участия. В свете софитов - У вас даже четырёхлетки выступают на сцене Госфилармонии Адыгеи. Не рановато ли? - Профессиональный звук, ощущение пространства настоящей сцены, софиты, огромный зрительный зал рождают ощущения артиста. К этим ощущениям ребёнок должен привыкать, учась в школе искусств. Игра для педагога и на экзамене - это рабочий момент. Какой смысл в том, чтобы разучивать произведение только для экзамена? У нас в школе разные дети: одни талантливы, сценически органичны, схватывают на лету, другие медлительны, долго идут к цели. Но каждый ребёнок, вне зависимости от способностей, нуждается в успехе. Он должен ощущать, что его труд кому-то нужен. Поэтому все экзамены, все концерты в нашей школе публичные, с цветами и аплодисментами. А дважды в год наши дети выступают на сцене госфилармонии республики. Мы равняемся на профессионалов. Любой профессиональный коллектив после создания программы её обкатывает, лучшие номера становятся золотым фондом. То есть есть свой репертуарный костяк. А почему эта схема не всегда работает для учеников школ искусств? Да, есть чисто механические моменты, но техника исполнения - это владение инструментом. А вот передать настроение, вызвать у вас эмоцию - это искусство, это то, чему надо учить детей. И достигать этого нужно с первого урока. - От своих учеников на этих концертах требуете класс игры? - Я требую осмысленного исполнения материала, умения донести до зрителя его содержание. На недавнем концерте в филармонии ко Дню России наш хор из 250 человек должен был исполнить финальную песню, где есть слова: «Братья россияне, встанем в общий хоровод! Осветите лица, надо нам сплотиться, поднимайся весь народ!». Во время репетиции я им в шутку пригрозил: «Если на концерте зрительный зал не поднимется с мест, я всем на балл снижу оценки за экзамен!». Важно было заставить их задуматься над тем, что же надо сделать для этого, как спеть, чтобы поднять огромный зрительный зал. И им это удалось - их проникновенное исполнение заставило зал встать. Многие зрители утирали слезы, кто-то улыбался - вот это и есть сила искусства! Для меня главный критерий ребячьего успеха - не техника исполнения, а счастлив ли ребёнок, есть ли искра в его глазах, когда он играет эту мелодию. Человек с потухшим взглядом далёк от искусства. Занятия - в радость - Как добиться этой искры? - Главный принцип - занятия искусством не должны быть скучными. Поэтому я стою горой за своих педагогов. Но в отношениях между детьми и педагогами я целиком на стороне детей. Для меня тревожный звонок - когда ребёнок расстроенный или заплаканный выходит из класса. Не имеете права заниматься так, чтобы ребёнок выходил от вас с грустными глазами! Его потухший взгляд - ваша недоработка. Работа педагогов должна быть штучная, на индивидуальность. А моя задача руководителя - найти самых ярких, талантливых и крепких, чей труд интересен и способен зажечь ребёнка. Можно с первых дней оттачивать технику и ругать за неправильную постановку рук, а можно просить сыграть то грустно, то весело, то устрашающе. К чему потянется ребёнок? К образу. Но заставлять ребёнка заниматься музыкой не стоит. Осчастливить насильно нельзя! Только то, что человеку в радость, принесёт ему успех, удовольствие, а во взрослой жизни - и доход. Задача родителей в этом случае - искать направление, которое затронет струны ребячьей души. А потому с четырёх лет не ленитесь отдавать их во все кружки и секции - рано или поздно дети найдут то, что им близко, и будут вам за это благодарны.

Штучная работа. Директор школы искусств о силе эмоции и потухшем взгляде
© АиФ Адыгея