Лагерь нормального режима. Выбираем место для детского отдыха с умом
Sobesednik.ru выяснил, что нужно делать, чтобы правильно выбрать детский лагерь, и как понять, что ребенку там плохо. Отправляя ребенка в детский лагерь, родители надеются, что ему будет хорошо. А если нет? Самый доступный способ отслеживать, что происходит в лагере с ребенком, – звонить ему. Виктор Панин, руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, советует делать это первое время минимум по 2–3 раза в день. – Сейчас у всех есть мобильные телефоны, кроме того, в лагере должен быть городской телефон, к которому ребенка должны позвать, – говорит он. Во многих детских лагерях правила жесткие: посторонним, даже родителям, вход в обычные дни воспрещен. Но должны быть родительские дни, когда взрослые могут попасть на территорию и пообщаться с ребенком, и от этой возможности отказываться не стоит. Если у родителей складывается ощущение, что ребенку плохо, они всегда могут написать заявление и забрать его домой. – Рассчитывать, что удастся договориться с администрацией лагеря и вернуть деньги за путевку во внесудебном порядке, не стоит, – предупреждает Панин. – Но если у вас есть веские основания, смело можно идти с иском в суд. Основанием могут быть, например, факты отравления детей или жестокого обращения с ними, которые, конечно, должны подтверждаться – фотографиями, видеосъемкой, свидетельскими показаниями, актом проверки компетентных органов или общественных организаций. Стоит ли полагаться на то, что рассказывает ребенок по телефону? Специалисты считают, что просто вопроса типа «Хорошо ли тебе там?» недостаточно. – Дети никогда не отвечают на прямой вопрос «Тебе там нравится?» и сами не могут оценить ситуацию. Это должен сделать взрослый, – объясняет семейный психолог Наталья Панфилова. – С детьми нужно разговаривать, задавать им наводящие вопросы, следить за тем, что ребенок отвечает, и наблюдать за его реакцией. Расспрашивать можно, по словам психолога, буквально обо всем: что ребенок ест, с кем он дружит, в какие кружки ходит, какой у него распорядок дня, кто у него воспитатели. Если он замыкается, начинает нервничать, делает паузы, нужно копнуть поглубже – терпеливо продолжить расспросы. – Можно построить беседу на том, что ребенку нравится в лагере больше всего, а что – не очень, и постепенно подобраться к тому, что совсем не нравится, – говорит Панфилова. Чтобы собрать полную картинку, психолог советует поговорить и с воспитателями, спросить об их представлении о детском отдыхе.