Как надо прививать любовь к книгам: личный опыт

Крёстная мама — о том, как привить ребёнку любовь к чтению и какую книгу она обязательно прочитает своему крестнику.

Как надо прививать любовь к книгам: личный опыт
© Letidor.ru

Вы когда-нибудь задумывались о том, что повлияло на вас в детстве? Что заложило фундамент, на котором выросли взрослые вы? И что, в свою очередь, вы даете своим детям?

Несколько месяцев назад я стала крестной. Когда я спросила, почему родители будущего крестника выбрали меня, мне ответили: «Я надеюсь, что с тобой он полюбит читать. У него просто не будет другого выбора».

Диетологи и адепты здорового питания говорят: «Ты – то, что ты ешь». Но разве это относится только к еде? Мы в целом - то, что мы потребляем. Книги, фильмы, театр, даже паблики, на которые мы подписаны в социальных сетях, — всё это наша ментальная «еда». И выбираем мы свой рацион с детства.

Начинают выбирать за нас родители, а мы привыкаем и живем на этой «диете» дальше.

Мне, как и всем в детстве, читали на ночь сказки. Сказки разных народов, добрые и страшные, как сейчас помню, с очень интересными картинками. Всю свою сознательную жизнь я — книгочей, многолетний «лучший читатель детской библиотеки» района и «ходячая энциклопедия». Такое прозвище мне дали дети в младшей школе.

Но я любила читать не всегда. Моя мама до того, как моторчик читателя запустился, немного со мной помучилась. Лет с четырех до пяти.

Говорят, учиться читать я сопротивлялась. А потом случилось чудесное рождение бабочки из кокона.

Про взрослые книжки, которые мне разрешали читать ребёнком

Когда меня спрашивают про любимую книгу, я сначала немного подвисаю, потому что книг таких много и выделить что-то одно сложно. А потом с уверенностью называю две книги своего детства – «Мастер и Маргарита» и «Убить пересмешника». В то время, как моим ровесникам читали на ночь детские истории, мне мама читала последние похождения Коровьева и Бегемота. Потом она оставляла книгу на столе, выключала свет и уходила из комнаты. А я тайком под подушкой читала взрослую часть романа, про Иешуа. Странные люди, скажете вы.

Но, что поделать, я, еще не родившись, начала в животе у мамы ходить в театр на Таганке, где Мастер гремел многие годы. Книга, правда, была культовой. Да что там говорить, она и сейчас остаётся такой.

Мы растащили её дома на цитаты. Фразами «яду мне, яду» и «помилуйте, королева,… это чистый спирт!» мы выражали определённые состояния души.

Разговаривать цитатами — была фишка моей семьи.

Кроме Булгакоава у нас любили классику Тарантино – «Криминальное чтиво». И до сих пор, если я пытаюсь что-то навязать маме, ответ один – «где ты видишь табличку «кладбище мертвых негров»? И сразу все понятно.

Второй книгой, которая оказала на меня сильнейшее влияние, был роман Харпера Ли «Убить пересмешника». Мне его подарила крестная.

Я выбрала себе крестную, а крестная выбрала мне книгу.

Это важнейшая книга, которую нужно прочитать юному человеку до 15 лет. Она закладывает моральные стандарты.

Возможно, читая, Ты это даже не осознаешь, но разделение на правду и кривду получается очень верное. Такое, какое и должно быть. А потом еще можно залакировать великолепным черно-белым фильмом, где Грегори Пэк являет собой идеал мужчины и отца.

Аттикус — это имя долго было для меня аналогом слова «благородство». Мы недавно решили обсудить «Пересмешника» в нашем книжном клубе. Объединили ее с продолжением «Пойди поставь сторожа», которое опубликовали после смерти Харпер Ли. Скажу честно, на обсуждение я не пошла. Знала, что девочкам не понравилось, книга показалась слишком морализаторской для тех, кто впервые читал ее во взрослом возрасте. Это было бы немного предательством. Неприятно слушать злые слова о твоей первой, по-своему чистой любви.

Наверное, есть еще две классические книги, которые могут вызвать в ребёнке такие трепетные чувства. Хотя и у взрослой аудитории они находят не менее горячий отклик.

Речь о «Маленьких женщинах» Луизы Мэй Олкотт и «Поллианне» Элинор Портер.

Про запреты на книги с верхних полок

Иногда родители запрещают (небезосновательно) знакомиться с некоторыми изданиями для взрослых. У меня в семье по факту таких запретов не было. Были книги, которые жили на верхних полках с грефом «ты еще мала». Но как-то так случалось, что все равно я до них добиралась раньше положенного. Та же самая «Лолита». Я прочитала её, когда мне было 13.

Запрещали мне скорее не книги, а сам процесс чтения, потому что мама боялась за моё зрение. В школьные каникулы я ходила в библиотеку почти каждый день, брала книгу, читала, на следующий день приходила за новой.

Когда книга очень нравилась, читала её ночами. Здесь начиналась мамина битва за мои глаза и мои повстанческие операции с фонариком под подушкой. Фонарик пал, когда мама нашла спящую меня с томом «Трех мушкетеров» в обнимку.

Меня почти не ограничивали в книгах и времени, которое я с ними проводила. Хочешь читать – пожалуйста. Я могла делать это где угодно, даже в туалете.

Только в ванную не ходила с книгами, так как влага вредит бумаге.

Когда родители хотят узнать секрет, который им поможет привить малышу любовь к книге, не надо далеко ходить. Главное — самому искренне любить книги, читать их везде и всегда. Знакомить малыша с книгами, которые нравятся вам. Так что, дорогой Тёма, я с нетерпением жду того момента, когда прочитаю тебе «Мастера». Тебе понравится!