Самарские врачи и педагоги рассказали, какую опасность представляют спиннеры для наших детей
Некоторые называют новомодную игрушку антистрессом. Вероятно, в этом и заключалось ее изначальное предназначение. Однако малыши не расстаются со спиннером ни в садике, ни в школе, ни в лагере. И само собой разумеется, что многие родители начинают беспокоиться за психику своего чада. Ведь, казалось бы, невинная вещица доставляет немало хлопот: рассеянное внимание ребенка, настоящие истерики при потере или поломке игрушки. Понимая тревогу родителей и преподавателей, специалисты Роспотребнадзора совместно с научно-исследовательскими организациями в сфере охраны здоровья детей и подростков решили изучить влияние спиннеров на здоровье детей, в том числе возможные негативные последствия. Первые предположения по этому поводу уже были высказаны на минувшей неделе. "Любая игрушка, покупаемая родителем, чаще всего предназначена для развития интеллекта, памяти, внимания и прочих сторон мыслительной деятельности, — считает главный внештатный специалист по детской психиатрии министерства здравоохранения Самарской области Светлана Карпухина. — Вот и по поводу спиннеров в Интернете гуляет информация, что они якобы применяются для развития мелкой моторики, коррекции расстройства аутистического спектра у детей, формирования внимания и усидчивости у гиперактивного ребенка. Но научно-доказательной базы того, положительно ли спиннер влияет на психику, нет". Светлана Карпухина также не согласна с утверждениями, что спиннеры влияют на развитие навыков коммуникации у детей. Более того, по ее мнению, одной из форм заболевания аутизмом является стереотипия, в том числе монотонная манипуляция каким-либо предметом. А еще специалист считает, что когда дети принесут спиннеры в школы, мы столкнемся с новой проблемой — синдромом дефицита внимания. Несмотря на эти опасения, в самарский Роспотребнадзор обращений, связанных со спиннерами, пока не поступало. Да и в целом каких-либо отдельных требований для надзора за реализацией спиннеров, как выяснилось, не существует. "За таким стремительным распространением спиннеров и за интересом к ним на самом деле ничего не стоит, кроме моды, — считает завкафедрой социальной психологии Самарского Университета Сергей Березин. — Пройдет совсем немного времени, и этот интерес иссякнет". По словам Сергея Березина, в ситуации хронического стресса люди часто начинают неосознанно искать, с чем бы можно было совершать однотипные мелкие движения — теребить платочек, например. В этом смысле спиннер — совершенно обычная вещица, которую можно вращать и таким образом снимать напряжение. По мнению психологов и педагогов, родителям, которые испытывают трудности в воспитании ребенка из-за спиннеров, в первую очередь стоит задуматься о своей модели поведения, а не обвинять во всех бедах бездушный предмет. Что же касается учебы, то здесь успеваемость ребенка в первую очередь зависит от педагогических навыков учителей и родителей. "Если нет профессионально поставленной дисциплины, то отвлечь ребенка на уроке может простая, неизвестно откуда влетевшая муха, — считает учитель французского языка МБОУ Гимназия № 1 Артем Елышкин. — Если учитель захочет, на уроке не будет ни айфонов, ни спиннеров, ничего из того, что может помешать. А если не захочет… то при чем же тут спиннер? Что же до работы дома, то и здесь - та же история. Если родителям "не до ребенка" если изначально ребенок к работе не очень-то приучен, спиннером кашу уже не испортишь. Значит, подход у родителей неправильный. Ребенку не объяснили, не научили его ставить приоритеты. А в отсутствие гаджетов и спиннеров он обязательно найдет, куда перенаправить собственное безделье".