Войти в почту

Одной левой. Что нужно знать родителям, если ребёнок - левша?

С каждым годом леворуких детей становится всё больше. Почти в каждом классе или дошкольной группе есть пара-тройка ребят-левшей. Чем они отличаются от сверстников? В чём особенность воспитания таких детей? И нужно ли их переучивать? В советское время их преследовали, били по рукам, доводили до стресса и неврозов. А теперь они отмечают свой профессиональный праздник. 13 августа –всемирный день левши. К слову, у праворуких такого праздника нет. Постепенно жизнь становится левосторонней. Для левшей изготавливают специальные товары: от ручек для письма до ножниц и кухонных ножей. Леворукость теперь защищена на самом высшем- государственном уровне. Ни родители, ни педагоги не должны переучивать детей писать правой рукой. Для леворуких учеников даже снизили требования к каллиграфии. В преддверии праздника корреспондент «АиФ-Прикамье» пообщался с воспитателями, учителями и психологами, которые рассказали о том, чем дети-левши отличаются от правшей. Правда ли, что они особенные? Буйство фантазии и фокус-покус Воспитатели детского сада признаются, что деток-левшей видно сразу. «Большинство таких ребят выделяются среди своих сверстников. Они более творческие, любят поделки. Их не нужно заставлять что-то придумывать, как-то организовать свою игру, что-то нарисовать. У них своё видение. На ИЗО обычно в качестве примера воспитатель предлагает ребятам рисунок. Левша обязательно добавит что-то своё. Так, птицы у них не обычные, а большие и другого цвета. Надо поощрять их воображение», – говорит воспитатель Татьяна Григорьева. Её коллега, воспитатель 1 квалификационной категории, почётный работник общего образования Наталья Добрякова считает, что дети-левши – более раскованные. «Они более смелые и раскрепощённые. Дети-левши вообще своеобразные, себе на уме, нестандартные. Могут и «фокус» какой-нибудь выкинуть. Это всё от того, что у них богатое воображение», – добавляет Наталья Добрякова. Физики или лирики? Психолог Ольга Норина поясняет: леворукость – результат устройства мозга. У каждого полушария головного мозга своя роль. Так левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением и отвечает за правую сторону тела: принимает информацию от правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое же полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение и обслуживает левую сторону тела. «Поэтому левши более склонны к фантазированию, чем правши. Они эмоциональны, у них развиты творческие способности, они хорошо рисуют, любят рукоделие и конструирование», – говорит Ольга Норина. Эти особенности проявляются и в процессе обучения. Левша может блистать на уроках литературы, а вот на математике и черчении откровенно скучать, с нетерпением ожидая звонка на перемену. Поэтому, чтобы у ребёнка не было «завала» по этим предметам, на них нужно сделать упор. «В моём классе учатся девочки-близнецы, обе левши. Они пишут интересные, красивые сочинения. Любят читать, и всё прочитанное проходит через их сердце, обязательно воплощаясь в жизнь в виде поделок или рисунков. Вообще, к выполнению любой учебной работы они подходят творчески. Точные науки им даются сложнее, в таких предметах они прикладывают больше старания. Но временами могут и в математике блеснуть, например, победить в олимпиаде», – рассказывает учитель начальных классов гимназии №33, победитель конкурса «Учитель года» Альфира Мусина. Педагоги советуют родителям левшей заниматься с детьми проектной и исследовательской деятельностью. «Это благодатное поле для проявления заложенного в детях творческого потенциала», - считает Альфира Мусина. Как подготовить левшу к школе? Чаще всего определить, какая рука у ребёнка ведущая, можно только к 4-5 годам. Психологи предостерегают родителей от желания переучить ребёнка владеть другой рукой. «Это насилие. Следует понимать, что, заставив ребёнка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие. Хоть заперекладывай ручку, правшой от этого ребёнок не станет», - убеждает педагог-психолог Юлия Каримова. Она успокаивает родителей: сейчас леворукий ребёнок – обычный ученик. «Левша уже давно не белая ворона, леворукое письмо должно восприниматься, как норма. И ничего особенного в подготовке к школе предпринимать не нужно. Единственное, что нужно сделать, это помочь левше организовать своё рабочее место: изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа», – советует Юлия Каримова. Левша и музыкальный инструмент В отличие от общеобразовательной школы, в музыке левшам всё-таки придётся переучиваться. Скрипач, музыкальный педагог, автор уникальной методики раннего музыкального развития Екатерина Путря: «В среде музыкантов много левшей (как и в других профессиях). В основном все играют в том же положении, что и правши. Конечно, есть исключения, когда педагоги в раннем детстве подстроились под ребёнка, и теперь во взрослом возрасте исполнители играют, держа инструмент в другом направлении. Я знаю, как минимум, двоих таких музыкантов: очень талантливого гитариста и весьма посредственного скрипача. Минус такого положения в том, что методика обучения на инструменте не предусматривает таких физиологических особенностей, поэтому результаты гораздо лучше, если ребенка всё-таки научат держать инструмент и смычок в той руке, в какой это принято. Обучение на инструменте - процесс долгий, многолетний, требующий выработать привычку, как у правшей, так и у левшей. Также знаю талантливого виртуозного виолончелиста, преподающего в Гнесинке, который по природе левша, но прекрасно играет (в стандартном положении) на таком сложном инструменте, как виолончель». Не с той ноги «АиФ-Прикамье» спросил, как живётся левшам? Бухгалтер Надежда Красич: «Меня с детства переучивали писать правой рукой. Методы были жёсткие: привязывали левую руку, чтобы сдержать рефлекс, а в правую давали ручку и карандаш. Поэтому сейчас я пишу только правой, но всё остальное: от приготовления еды, уборки и до накладывания макияжа могу делать обеими руками. Ем я тоже обеими руками. Что касается вождения, то леворукость не мешает. Руль же находится слева, поэтому проблем нет. Одно замечаю за собой: встаю всегда с левой ноги, и шаг делаю тоже с левой. Когда не задумываюсь, то делаю больше левой рукой». Пермячка Виолетта Коюшева: «Никаких необычных ощущений от того, что я левша, не испытываю. Да, могу писать двумя руками, зеркально тоже умею, но всё же почерк левой рукой корявей намного, чем правой. Всё остальное делаю левой рукой. Это даёт свои преимущества. Например, удобно красить глаза или брови: правую сторону – правой рукой, левую – левой. Есть и небольшие неудобства: не всеми ножами могу пользоваться. Есть ножи с односторонней заточкой,не могу ими резать левой рукой резать. Поэтому режу ножом с двусторонней заточкой. Ножницами левой рукой тоже резать неудобно, приходится правой. И банки консервные не получается открывать. Знаю, что у многих левшей такие проблемы с открывашками».

Одной левой. Что нужно знать родителям, если ребёнок - левша?
© АиФ Пермь