Недружелюбная среда: как современные родители взаимодействуют с городом
Жители города очень разные, и предполагается, что город должен быть удобен для всех. Американская урбанистка Джейн Джекобс приходит к выводу, что успешно фукционируют те городские пространства, которые учитывают потребности всех горожан. С этой точки зрения четкое разграничение детских и взрослых пространств неминуемо становится источником конфликта и отчуждения. Мы решили разобраться, как родители воспринимают город и в 2011-2014 годах провели в Санкт-Петербурге интервью с 25 матерями и 10 отцами (представителями среднего класса), пять интервью с муниципальными депутатами, а также серию наблюдений социального взаимодействия в 360 городских пространствах разного типа: улицах, парках, общественном транспорте, торговых центрах, кафе, дворах, детских площадках. Нас интересовало мнение родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно такие дети считаются достаточно беспомощными и требующими особого внимания со стороны взрослых. Маленькие дети также имеют специфические потребности, могут нуждаться в особом меню, специальных развлечениях, организации мест общего пользования, доступной для проезда с коляской городской среде и транспорте, и многом другом. Родители: взгляд на городское пространство Петербургские родители критически оценивают городское пространство и считают его труднодоступным. Вопросы мобильности и доступности пространства более актуальны для матерей, чем для отцов, поскольку они проводят больше времени с детьми, чаще отвечают за их лечение и образование. Наибольшие сложности возникают при перемещении по городу с детской коляской: проблемой становятся крутые лестницы, бордюры, отсутствие съездов, пандусов и лифтов. Одна из участниц опроса, Валентина (стилист, 31 год, двое детей), обращает внимание на непродуманность современной жилой застройки: «Архитекторы, похоже, не знают, что у людей дети бывают. Мы живем в элитном доме. Тут такая лестница крутая сделана, чтобы просто в подъезд зайти. Я коляску туда-сюда тягаю каждый день. Есть съезды, такие полозья для колес. Они очень крутые и узкие, как будто для скалолазов сделаны». Городское пространство в целом воспринимается как потенциально опасное из-за большого скопления людей: родители опасаются инфекций и эпидемий, которые, по их мнению, в таких условиях неизбежны. Городской шум и загрязненность воздуха также делают город опасным для детей с точки зрения экологии. Перед лицом недружественной городской инфраструктуры матери ощущают себя «загнанными» в домашнее пространство. Они говорят о чувстве изоляции и одиночества. Для ориентированных на карьеру и культурное потребление горожанок материнство связано с резким изменением повседневности. Ольга (программист, 28 лет, двое детей), в момент интервью находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, говорит: «Когда у тебя появляются дети, ты оказываешься к ним постоянно привязана. Я больше не могу пойти по магазинам или в кино, не могу после работы встретиться с подругами. Для меня это было очень неожиданно». Тем не менее, матери-горожанки хотят свободно перемещаться по городу, встречаться с друзьями, посещать торговые центры, фитнес, косметические салоны, музеи – сохранять привычный для них образ жизни. «Я не хочу превратиться в клушу, такую мамашку с кошелкой в одной руке и коляской— в другой, которая постоянно трясется над своим чадом. Я хочу хорошо выглядеть, быть в курсе последних культурных событий, путешествовать, встречаться с друзьями. Я стараюсь вести активный образ жизни», — рассказывает Маргарита (юрист, 26 лет, один ребенок). Многие продолжают работать, и работа для них — это не только вопрос денег или финансовой независимости, но и важная сфера самореализации, карьерных и профессиональных амбиций. А как же дети? Активная позиция родителей и их стремление к мобильности отнюдь не означают желание отделиться от ребенка — отдать его бабушке, в детский сад, школу, на продленку или няне. За ней стоит совершенно новое понимание детско-родительских отношений. Родительство становится предметом выбора, сферой самореализации. Оно подразумевает удовольствие и радость от общения с ребенком, желание не только вкладывать в детей силы и ресурсы, но и личностно вместе ребенком развиваться. Многие родители ориентированы на построение «хороших», гармоничных детско-родительских взаимоотношений, которые складываются «здесь и сейчас». Они хотят проводить больше времени с детьми. Выходные дни и отпуска воспринимаются как возможность для общения и совместного досуга. Родители планируют свой отдых с учетом потребностей детей. Да и работа больше субъективно не отделена от дома непреодолимой стеной. Матери ищут удаленную работу или мечтают о возможности взять ребенка с собой в офис. Офис с детским садом, коворкинг для мам или кафе в торговом центре с детской комнатой — вот идеал рабочего места для современной городской жительницы с ребенком. Кроме того, родители далеко не всегда довольствуются медицинскими и образовательными услугами по месту жительства. Они выбирают в большей степени отвечающие их потребностям услуги – и нередко это означает выбор в пользу платных аналогов. Ради этого они готовы перемещаться, путешествуя вместе со своими детьми. Кто поможет горожанке? Новые потребности городской мобильности осознаются не только самими родителями, но также городскими властями и бизнесом. Наше исследование показало, что последние программные официальные документы свидетельствуют о чувствительности власти к идеям нового родительства. Они декларируют поддержку ответственного отцовства, необходимость создания условий для совмещения женщинами работы и заботы о ребенке, улучшение городской инфраструтуры с точки зрения учета потребностей семьи. Декларации, впрочем, остаются декларациями. Например, опрошенные нами муниципальные чиновники не знали о программе UNISEF «Город, доброжелательный к детям», некоторые принципы которой вошли в Концепцию семейной политики Санкт-Петербурга на 2012—2020 годы – да и о самой концепции тоже. Наиболее видимым проявлением государственной заботы о родителях и детях становится строительство детских площадок – как способствующее пропаганде «семейного образа жизни и семейных ценностей». Некоторые муниципалитеты проводят семейные праздники или мероприятия по патриотическому воспитанию детей и подростков. Горожане эти усилия властей замечают и часто приветствуют, но сожалеют, что они не приводят к изменению общих принципов организации городской среды в направлении ее большей доступности для родителей с детьми. Бизнес более открыт к новым потребностям родителей-горожан. Стремясь привлечь как можно больше клиентов, торговые центры, кафе и рестораны предлагают детское меню, организуют игровые комнаты. Новые стандарты обслуживания привносят международные торговые сети и рестораны быстрого питания. Однако и российский бизнес не отстает и даже предлагает свои идеи. Например, некоторые рестораны приглашают на детские кулинарные мастер-классы. Фитнесс центры предлагают специальные программы занятий для мам с детьми, появляются салоны красоты, танцевальные студии и парки развлечений, ориентированные на совместный досуг и потребление. Наши наблюдения показывают, что в банках, аптеках, магазинах можно обнаружить детские игровые уголки. Из 360 объектов, в которых проводилось наблюдение, 182 - пространства, созданные бизнесом, и в 114 из них имелось детское оборудование. Общий тренд изменения городских пространств поддерживают учреждения культуры. Например, музеи становятся не только терпимее к маленьким посетителям, но и запускают специальные детские экспозиции, экскурсионные и образовательные программы. Современные родители — активные горожане, выдвигающие требования к качеству городской инфраструктуры. Для них важна доступность и проницаемость городского пространства. Они прекрасно замечают барьеры, которые задает специфика жилого фонда, улиц, городского транспорта, и формируют запрос в отношении публичных мест, пригодных для совместного пребывания с детьми. Город постепенно меняется, разворачиваясь лицом к семье, но прагматика бизнеса в большей степени соотвествует потребностям в дружественной семьям среде, чем действия городских властей, которые «благоустраивают» подведомственную им территорию.