Ребенок-вундеркинд: советы родителям

СодержаниеРебенок вундеркинд: кто он?Родители вундеркинда: трудный выборВоспитание детей с неординарными способностями: советыИзвестные дети-вундеркинды Кто такие вундеркинды? Стоит ли радоваться, если ребенок проявляет особенную одаренность в чем-либо? Советы родителям от MedAboutMe. Ребенок вундеркинд: кто он? В переводе с немецкого «вундеркинд» означает «чудесный ребенок». На практике вундеркиндами называют детей, отличающихся особенной одаренностью в какой-либо области. Одаренность может выражаться в заметном превосходстве над сверстниками или, в редких случаях, в гениальности. По статистике, умеренной одаренностью обладает 1 из 50 детей. 1 из 1000 высокоодаренный, гениальных рождается 1 на миллион. К 5 годам способности могут проявиться на 50-60%, в 8 лет — на 90%, а к 15 годам одаренный в детстве ребенок может ничем не отличаться от ровесников, что и происходит с половиной всех вундеркиндов. Невероятная одаренность в одной сфере может сопровождаться отставанием в других. Не стоит думать, что вундеркинд — это обязательно серьезный малыш, перемножающий в уме многозначные числа или играющий на всех инструментах оркестра. Талант может проявляться по-разному. Интеллектуальная одаренность проявляется в несвойственной малышам наблюдательности, способности концентрироваться, запоминать большие массивы информации и оперировать ими: систематизировать и анализировать накопленные знания. Творческая одаренность выражается в таланте к рисованию, лепке, музыке, сочинении историй или просто к неординарным решениям и подходам к любой проблеме. Социально одаренные дети способны повести за собой всех, от ровесников до взрослых. Они коммуникабельны, обаятельны, обладают особенной харизмой и обладают наклонностями лидера, учителя, или, что тоже не редкость, манипулятора. Психомоторный вундеркинд быстро развивается физически, опережая сверстников. Он ловок и подвижен, у него прекрасная координация, он физически сильнее ровесников и обожает спорт и подвижные игры. Если родители хотят помочь ребенку развить свои способности, они должны быть очень внимательны к нему, чтобы не пропустить признаков высокой одаренности в той или иной сфере. Родители вундеркинда: трудный выбор Очень многие родители считают своих детей неординарными и талантливыми, и готовы делать все, чтобы ребенок стал настоящим вундеркиндом. Но так ли хороша для малыша исключительность? Родителям, решившим приложить все усилия для развития талантов своего ребенка, стоит помнить: очень часто вундеркинды испытывают трудности с социальной адаптацией. С менее развитыми ровесниками им скучно, а более старшие дети не воспринимают их всерьез, или, что еще хуже, завидуют. Ситуация может усугубляться тем, что родители превозносят успехи своего талантливого чада и всячески подчеркивают его исключительность. Интеллектуальная или физическая развитость вовсе не обязательно сопровождается соответствующим нравственным развитием. Перехваленный малыш может быстро уверовать в свое превосходство над окружающими, что ни в малейшей степени не будет способствовать его социальной адаптации. А если со временем ребенок сравняется в развитии с ровесниками и перестанет быть «чудо-малышом», его может ожидать тяжелое разочарование, депрессия и ухудшение здоровья. Которое и так у многих вундеркиндов крепостью не отличается. Среди вундеркиндов много детей с аутизмом разной степени, а также аллергиков и астматиков. Гении живут в среднем на 10-15 лет меньше, чем люди с обычными способностями. Воспитание детей с неординарными способностями: советы Первое и главное: любить ребенка таким, какой он есть, вне зависимости от его успехов. Не давите, стараясь развить в нем те или иные способности. Как правило, одаренного малыша нужно не подталкивать к занятиям любимым делом, а останавливать и переключать на другие виды деятельности. Развитие должно быть по возможности равномерным. Проявляйте чуткость, определяя наиболее сильные стороны личности ребенка. Не стесняйтесь обратиться к психологам, чтобы они профессионально помогли разобраться в степени одаренности малыша и предложить программу развития с учетом его особенностей. Предлагайте ребенку разные виды деятельности. Пусть он имеет возможность петь, рисовать, шить, читать энциклопедию или строить из конструктора модель города в космосе, даже если вам хочется видеть его исключительно чемпионом мира по шахматам. Не бойтесь компьютера и современных технологий. Компьютер и интернет предлагают практически неограниченные возможности получения информации. Разумные ограничения всегда можно установить, регулируя доступ к нежелательным сайтам или играм. Будущее принадлежит высоким технологиям и тем, кто с ними дружен. Следите за тем, чтобы ребенок адаптировался социально. Ему и так приходится нелегко из-за разницы в уровне развития. Не поощряйте замкнутость и стремление к одиночеству. Важная часть гармоничного воспитания детей с задатками вундеркинда — физическое развитие. Отвлекайте маленького интеллектуала или творца прогулками, играми на свежем воздухе, спортом. Больше общайтесь с малышом. Очень важно много с ним говорить, не отмахиваться от его бесконечных вопросов, рассказывать обо всем, что вы знаете, не отсылая его к поиску в гугле или к Википедии. Отнеситесь с пониманием к тому, что в школьном возрасте у вундеркинда могут возникать сложности в общении с одноклассниками. Не расстраивайтесь, если с возрастом ваш одаренный ребенок сравняется в развитии со сверстниками и перестанет быть вундеркиндом. По статистике, только 8% вундеркиндов становятся настоящими гениями, на которых держится весь прогресс. О том, насколько эти двигатели прогресса счастливы, статистика умалчивает. Известные дети-вундеркинды Вольфганг Амадей Моцарт. Его гениальность проявилась очень рано: в 5 лет маленький музыкант уже дирижировал оркестром и выступал с концертами. Обладал феноменальной музыкальной памятью, играл на многих музыкальных инструментах. Михаил Юрьевич Лермонтов начал писать стихи в 6 лет. А вот Пушкин ничем выдающимся в детстве не блистал, его талант проявился к 16 годам. Карл Гаусс проявил способность к математике в трехлетнем возрасте. В том же возрасте проявились математические таланты у Пола Эрдеша. Оба они могут служить примерами того, что ранний старт не означает быстрого угасания таланта. И Гаусс, и Эрдеш прожили долгую жизнь и внесли в развитие математики огромный вклад. Уильям Роуэн Гамильтон к подростковому возрасту знал 14 языков, а потом увлекся математикой. Ким Ун Ен стал студентом университета в 3 года, проявив невероятную одаренность во многих областях. Он знал много языков, писал стихи, решал сложнейшие уравнения. Но в зрелом возрасте избрал жизнь обычного человека и ничем сверх-ординарным себя не проявил. Преподавал в колледже и жил обычной жизнью. Джон фон Нейман проявил математический талант в дошкольном возрасте: шестилетний Джон с легкостью оперировал в уме шестизначными числами, запоминал огромные объемы информации. В зрелости работал с проблемами квантовой механики, разрабатывал теорию игр, участвовал в создании ядерного оружия. Уильям Дж. Сидис обладал самым высоким в истории IQ: около 280. Писать маленький гений научился еще до года, к шести годам занялся изучением логики, к восьми — написал 4 научных труда. В 11 лет Сидис стал студентом Гарварда, который с отличием окончил к 16 годам. Знал множество языков, проявлял необыкновенный талант в математике и естественных науках. Но к обыденной жизни был совершенно неприспособлен. Джейкоб Барнетт в 10-летнем возрасте поступил в университет, хотя в 2 года врачи диагностировали у малыша аутизм и сомневались, что мальчик сможет хотя бы овладеть простейшими бытовыми действиями, научиться говорить и читать. Сейчас Барнетт работает в квантовой физике. Таниш Мэттью Авраам поражает своими способностями с 4 месяцев, когда он уже мог отвечать на вопросы о содержании его детских книжек. К 5 годам Таниш закончил Стэнфорд, справившись с программой 5 курсов по математике за 6 месяцев. Комментарий экспертаЕкатерина Антонова, психолог Талантливый, необычно одаренный ребенок может стать как подарком, так и наказанием. И для самого себя, и для родителей и воспитателей. И самая распространенная ошибка родителей — самоотверженно служить вундеркинду, подчеркивая его исключительность. Одаренный ребенок требует, разумеется, повышенного внимания, но в целом его воспитание должно быть таким же, как и для «обычных» детей: с четкой системой ограничений, запретов и правил, с формированием понимания того, что такое «Хорошо» и что такое «Плохо». Максимальная свобода вовсе не способствует максимальному раскрытию дарований, а отсутствие границ дозволенного наносит ущерб нравственному развитию личности. Бывает и так, что одаренный ребенок совершенно не хочет заниматься тем, в чем проявляется его талант. Потрясающе рисует, но вместо живописи предпочитает футбол. Обладает абсолютным слухом, но терпеть не может музыку и хочет играть в шахматы или ездить верхом. Не стоит давить на малыша и заставлять его. Он не просил, чтобы природа его выделила из прочих. Его талант может быть для него непосильной ношей. Позвольте ему быть самим собой. Еще один момент. Наша система образования не приспособлена для вундеркиндов. В обычной школе талантливому ребенку может быть скучно, в рамках школьной программы — тесно. Нередко весьма одаренные дети становятся троечниками. Школьные оценки — вовсе не показатель успеха или таланта. Не стоит прививать ребенку «комплекс отличника», внушая, что он всегда и во всем должен быть лучшим. Это путь к неврозу. Дайте вашим детям быть просто детьми. Счастье не в гениальности.

Ребенок-вундеркинд: советы родителям
© Medaboutme.ru