Стреляй, ешь, молись: как в Абхазии отмечали рождение детей
Sputnik, Сария Кварацхелия Рождение ребенка в абхазских семьях исстари считалось главным событием жизни. Если в семье рождался наследник, говорили, что очаг никогда не погаснет. Если же рождалась наследница, то абхазы радовались, но не столь сильно. Стрельба, колыбель и первые зубки После рождения ребенка мужчины должны были выстрелить. Поначалу стреляли, только если на свет появлялся мальчик, позже стали брать в руки оружие и после рождения девочек. Если в семье никто не стрелял, то это считалось плохим знаком. Различными магическими действиями у абхазов сопровождался процесс укладывания младенца в агару (колыбель). Новорожденного укладывали в колыбель только на третий день после рождения. Лучшими днями считались вторник, четверг и суббота. В понедельник вовсе не укладывали ребенка в колыбель, так как считалось, что этот день мешал ребенку расти. Перед тем как уложить ребенка в агару, произносили пожелания: "чтобы ты светился, как солнце, наполнился, как луна". Эти пожелания считались обязательными. Кроме этого считалось, что до появления первого зуба нельзя было расчесывать волосы ребенку. В старину считали, что от расчески зубы вырастут редкими, "отдаленными друг от друга, подобно зубьям расчески". До появления первого зуба ребенка также нельзя было подносить к зеркалу. Это делалось для того, чтобы ребенок вырос красивым. Молитва о здоровье Для здоровья ребенка и его защиты от злых сил абхазы прибегали к высшим силам. Через три недели после рождения ребенка в дом приглашали старуху-молельщицу, которая проводила жертвенный обряд Нан-ахкуав (покровительница детей в традиционной религии абхазов). Исполнение этого обряда гарантировало ребенку здоровье и благополучие. В жертву богине приносили курицу, хачапуры, аиладж (мамалыга, заправленная кисломолочным сыром), арашы (ореховый соус), вино и две свечи. Жертвенную пищу должна была приготовить молельщица, хотя ей могли помогать и другие женщины. Сначала молельщица в доме приносила в жертву богине Нан-ахкуав курицу. Во время жертвоприношения присутствовали мать с младенцем. После приготовления пищи, начиналось моление, которое проводилось в два этапа. Первый – Адиныкуа, второй – Ажиахара. Адиныкуа проводили в гостиной, куда приглашали мать с ребенком. Их могли сопровождать женщины и дети. Мужчины в обряде не присутствовали. В центре комнаты ставили небольшой стол с жертвенной пищей. Рядом со столом мать с младенцем на руках становилась на колени. Жрица обращалась к богине со словами: "Нан-ахкуав, если ты спишь, то проснись, если бодрствуешь, то выслушай нас". Второй этап – Ажиахара – проводился в комнате ребенка. Он во многом схож с первым. В конце моления жрица брала небольшой сосуд, в который наливала воду, водку, вино, ореховый соус и клала по куску от каждого блюда. Сосуд нужно было три раза обвести вокруг головы матери с младенцем и после завершения обряда содержимое сосуда выбрасывалось рядом с могилами. А всю оставшуюся пищу могли съесть только женщины и дети.