Когда все друг друга знают: муниципальному детскому саду №23 Владивостока 5
Он расположен в одном из спальных районов города на Южно-Уральской, 14, в отдалении от шумных трасс, под раскидистыми кронами высоких деревьев. Прочное каменное здание, пережившее бури переломных моментов нашей истории, было построено в конце 50-х. Сначала здесь располагалась начальная школа, а в 1962 г. открылся детский сад при ДВМП. В кризисные годы пароходство передало свои учреждения на баланс города. Детсад выстоял, и его вчерашние воспитанники с большим доверием отводили и отводят сюда детей и внуков. По современным меркам, садик небольшой - четыре группы, 90 детей, восемь воспитателей. Зато в каждой группе есть няни, работают педагоги-психологи, музыкальный руководитель - люди какого-то необъяснимого дара, в частичкой детства в душе. Накануне Дня работников дошкольного образования, его отмечают 27 сентября, о том, какими достижениями живёт детский сад и почему они отменили занятия, рассказали сотрудники учреждения. Мастеровые с малых лет - Светлое чувство, помню каждую деталь - как с горки катался, коленку разбил и даже кабинку в раздевалке с картинкой, - такими впечатлениями недавно поделился с воспитателями детского сада № 23 солидный мужчина - воспитанник начала 70-х годов, пришедший в родные пенаты через сорок с лишним лет. Той советской железной горки давно нет, да и кабинка с картинкой другая. Но знакомая атмосфера заставляет вновь ощутить оттенки детства. - В этих стенах вспоминается только хорошее, - уверяет заместитель заведующей детского сада Евгения БУРОВА, раньше её должность называлась «методист». - Влюбилась в детский сад с первого взгляда, он мне увиделся добрым и лаковым. Когда здание покрасили в золотой цвет, будто солнышко засияло. Я работаю больше 15 лет, и каждое утро прихожу сюда с радостью. Коллектив маленький, но сплочённый - случайные люди долго не задерживаются. Друг друга поддерживаем. Здесь все друг друга знают по именам, все без исключения сотрудники - чужих детей нет. Да и большинство ребят стараются не путать имена и отчества воспитателей из своих и параллельных групп, нянечек, музыкального руководителя, завхоза, заведующей, прачки, работника кухни. Атмосфера домашняя, но у каждого своя задача. - Заведующая садом Ольга Абрамовская грамотно расставила кадры, - продолжает Евгения Бурова. - Начинающие воспитатели работают рядом с опытными. Мы рады, что после некоторого перерыва к нам пришли молодые специалисты, получившие высшее образование в вузах. Они привнесли ощущение творчества и свободы, новые идеи, касающиеся воспитания и развития детей. А мы, «бывалые», им тоже полезны - знанием дидактики, дабы не было хаоса. Независимо от возраста, все активные, коммуникабельные. Не смотря в объёмную папку, где множество грамот и благодарственных писем за участие в городских, российских и международных проектах, Евгения Александровна с увлечением рассказывает, как недавно заняли второе место в конкурсе, прошедшем в китайском Суйфэньхэ «Пусть всегда будет солнце». Петуха по восточному гороскопу создавали всем миром дети вместе с родителями. Творческую лабораторию окрестили «семейной мастерской». Отмечены на уровне Владивостока и других российских городов таланты воспитателей. Они повышают квалификацию, участвуя в семинарах, практикумах, проходя различные курсы. Работают по единой методике, но сегодня есть возможность гибкого подхода к детям. Из расписания убрали слово «занятия», переименовав в «непрерывную образовательную деятельность». - С утра до вечера что-нибудь исследуем, - улыбается заместитель заведующей. - Конёк наших педагогов - пальчиковые игры. В старших группах воспитатель Наталья Селютина преподаёт плетение на специальных станках - удивительно, что не только девочкам, но и мальчишкам занятие по душе. При учреждении работают два дополнительных кружка: «Акварелька» и «Умелые ручки». Всеми способами отвлекаем от гаджетов. Компьютеров в группах не держим, наша цель - научить ребёнка работать руками, этим навыкам весьма рады учителя школ. Большинство детей к шести годам начинают читать. Слёзы - это нормально Сентябрь - время адаптации воспитанников младших групп. Их оторвали от привычной обстановки, и теперь от эффективного сотрудничества воспитателей и родителей зависит - станет ли детский сад детям вторым домом. Хорошо, что в коллективе есть свой душевный лекарь: воспитатель Наталья Рудых окончила ДВФУ по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии. - Слёзы в этот период - это нормально, выплеск эмоций, - считает воспитатель младшей группы. - Гораздо хуже, если ребёнок замыкается в себе, сторонится других детей. Что помогает? Любовь и забота, и сегодня, спустя месяц уже заметно - адаптация проходит хорошо, дети освоились, играют, задают вопросы. Здесь невозможно работать для галочки - результата не будет. Есть такое понятие в педагогике - личностно-ориентированная модель. Это значит, что все дети разные, и педагог должен найти те подходы к ребёнку, которые будут для него удобны. Мы ориентируемся на каждого. С какой улыбкой, интонацией подойти, можно ли взять за руку, как успокоить. Обучение в Вузе даёт хорошую базу, но мало знаний теории. Я работаю как живу - по призванию. К примеру, одни умеют хорошо печь хлеб, а я помогаю воспитывать детей. Завоевать доверие родителей - важная задача начального этапа адаптации. Воспитатели отмечают - с каждым годом дети приходят в сад всё более подготовленными, у них есть навыки коммуникации, режим дня, они приспособлены к меню, дневному сну. - Хороший знак, если ребёнок у конце дня не хочет уходить домой, - добавляет Наталья Рудых. - Значит, мы сработали на отлично. Пока самый популярный вопрос «Где моя мама?» Доходит и до головоломок: один продвинутый мальчик попросил подробно рассказать о ракетном двигателе. Пришлось разбираться. Впрочем, в космонавты нынешние дети, в отличие от поколений советских, не идут. Мечтают стать военными, миллионерами, президентами. С большим удивлением познакомились с профессией врача. Родительница-терапевт принесла фоноскоп. Всей группой прослушивали стук сердца. Традиции и новшества Причастна к процессу приручения малышей и музыкальный руководитель детского сада. Людмила Алабужева трудится в системе дошкольного образование 40 лет. - Для младшей группы каждое занятие новое, они же только от мамы оторвались, - говорит Людмила Ивановна. - Многие плачут, начинаю их отвлекать, ведь музыка создаёт настроение. С удовольствием слушают классику - Моцарта, Чайковского. Недавно ко Дню тигра разучивали трогательную песню. Кто-то украдкой смахнул слезу. - По сугробам амурского края важно ходит хозяин тайги, - важно читает стихотворение 4-летний Миша РУДЫХ. - Что мы делаем с воспитателями? Рисуем, лепим, играем... У меня здесь полно друзей! - Наш садик - домашнего типа, - продолжает разговор музыкальный руководитель. - Когда я зашла сюда впервые, вспомнила себя в детстве. Вообще-то я хотела стать актрисой, но теперь больше режиссирую. Знаете, раньше среди музыкантов детских садов была большая конкуренция, и одна зеленая книга, по которой следовало преподавать. Сегодня - масса информации в интернете, и творческий подход к методике. Скоро всем детским садом отпразднуют «Осенины». Из старого репертуара - незаменимая песня «Падают листья» и несколько хитов Шаинского. Для Людмилы Алабужевой лучшей оценкой её труда становится детский вопрос на прощанье: «Завтра к нам придёшь?» Хотя и завтра - суббота. - Я пришла в этот сад в 1995 г. младшим воспитателем, за шесть лет доросла до заведующей, - рассказывает Ольга АБРАМОВСКАЯ. - Здесь стабильный коллектив, хорошие, умные воспитатели, работать интересно, и время летит незаметно. С одной стороны, многое изменилось. В систему дошкольного образования внедрили новые стандарты, вырос технический уровень оснащения. И традиции остались. Например, делать совместные поделки под Новый год, приглашать на праздники актёров, участвовать в конкурсах, городских мероприятиях. Благодаря интернету сегодня больше возможности для творческого общения. Для меня лучший показатель работы - то, что детский сад популярен у жителей микрорайона. Хотят попасть к нам, приводят детей по второму и третьему кругу. Зимой у нас уютно и тепло. Пока наслаждаемся чистым осенним воздухом: у нас зелёный двор, старые деревья, а площадки новые. Фото Татьяны МЕЕЛЬ КСТАТИ День работника дошкольного образования учреждён 27 сентября 2004 года. Идея праздника - помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом. Праздник возник как самодеятельный, вскоре он отмечался в большинстве регионов России. Сегодня его празднование проходит и на официальном уровне. ЦИФРЫ 517 самостоятельных дошкольных образовательных учреждений и 5 филиалов работали в крае на конец 2016 г. по данным Приморскстата. На базе 110 учреждений функционировали группы дошкольного образования. 89,9 тыс. чел. - численность детей, охваченных дошкольными услугами, что на 0,7% больше по сравнению с 2015 г. С детьми работают 7,1 тыс. педагогов.