Психолог объяснила успех мультсериала «Деревяшки»

Новый мультсериал «Деревяшки», созданный студией «Паровоз», вышел в лидеры по количеству просмотров за сентябрь в приложении «МУЛЬТ», согласно подведенным ежемесячным итогам. Алексей Ильин, руководитель издательства развивающих детских приложений «Интерактивный Мульт», комментирует: «Такое бывало и раньше, но для нового и не раскрученного сериала это большое достижение. Особенно учитывая, что он совсем детский». Мы обратились к ведущему психологу Международного Психологического Центра Елене Борониной с просьбой дать экспертный разбор мультсериала и выяснить, так благодаря или вопреки отношению к самой младшей детской аудитории сложился успех «Деревяшек»? «Для начала несколько слов об особенностях развития малыша с самого рождения. В это время ребенок познает новое и учится с такой скоростью, с какой больше не будет познавать и учиться в дальнейшем. Однако важно понимать, что развитие ребенка зависит от реальной деятельности самого ребенка. Родителям не стоит стремиться заменить это развитие своими действиями или событиями виртуальной жизни, к которой относится просмотр мультфильмов. Далеко не все из них следует показывать детям, особенно до трех лет! Часто бывает, что по образам мультфильм подходит для самых маленьких, а по содержанию — нет. Малышам не под силу понять смысл действия, хотя персонажи им вполне понятны. Когда ребенок начинает смотреть мультфильмы, не предназначенные для его возраста, то получается, что он вроде бы посмотрел, и родители считают, что он к этому пласту детской культуры уже приобщился. Но ребенок до трех лет все еще изучает мир вокруг себя. Для него характерен предметно-манипулятивный вид деятельности, когда происходит перенос опыта из реальной жизни в виртуальный, а не наоборот. Просмотр действий, которые мало знакомы по реальному опыту, прерывает и блокирует развитие ребенка. Он пассивно наблюдает вместо того, чтобы активно действовать. При этом он наблюдаемое не понимает, оно его просто завораживает и вызывает зависимость. Без действия нет восприятия и, соответственно, развития. После трех лет ребенок активно включается в совместную деятельность, предпочитает сюжетно-ролевые игры, и тогда к нему приходят основные смыслы, тонкий юмор, мораль и все богатство человеческой культуры из большинства современных мультфильмов. Таким образом, мы не ругаем и не комментируем их особенности, а указываем на то, что всякому мультфильму свое время. Надо учитывать ряд факторов и обращать на них внимание при выборе: это содержание мультфильма и его художественные особенности. На этом фоне «Деревяшки» действительно выделяются, как соответствующие основным критериям выбора мультфильмов для самых маленьких. «Деревяшки» построены на действиях с так называемыми сенсорными эталонами, связанными с постижением величины, формы предметов, с которыми складываются первые образно-ролевые игры у малыша. К несомненным достоинствам мультфильма можно отнести узнаваемые игрушечные персонажи, детские смыслы и модели поведения, которые ребенок в три года уже способен считать в полной мере, соответствие этих смыслов и игрушечных персонажей, не слишком быструю смену событий, веселую и разборчивую песенку с запоминающимися словами, короткую продолжительность серий и их относительную автономность. Это тем более приятно потому, что мультфильмов для самых маленьких не так много, и часто можно увидеть, что они смотрят мультфильмы, предназначенные для более старшего возраста. Кратко остановимся на основных критериях, которые позволяют рекомендовать этот мультфильм к просмотру самым маленьким. Содержание мультфильма и его функция — познавательные. Серии называются «Домик», «Дождь», «Лужа», «Горка». Эти понятия уже так или иначе знакомы малышу, он знает, о чем идет речь, таким образом виртуализация и просмотр идут после реальной жизни, а не наоборот. Пространство мультфильма состоит из простых предметов, которые связывают два периода развития ребенка: до 3 лет и старше, предметный мир и ролевую игру. С одной стороны, малыш видит знакомые предметы, с другой, получает новые смыслы. Каждая серия «Деревяшек» расширяет границы ребенка, погружает его в новую реальность, знакомит с новыми областями. Образы фильма: лошадка Иго-Го, поросенок Хрю-Хрю, собачка Гав-Гав, кошечка Мяу и слон Ду-Ду не только понятны ребенку как зверушки, но и представлены игрушками, с которыми он или уже играл, или возможно еще поиграет. Особенно приятно, что игрушки традиционные и немного забытые. Деревянные, теплые, такие родные игрушки вызывают и у родителей ностальгические нотки. В этом решении чувствуется возврат к традициям, к истокам. Эти образы — явная удача создателей фильма. «Деревяшки» — максимально простой фильм, с простым сюжетом, смыслом и формой — экран не перегружен предметами. Малыш точно понимает, что происходит. Мы наблюдали за детьми, смотрящими этот фильм. Они его смотрели снова и снова, с большим интересом, и им не надоедало, что позволяет говорить о золотой середине, которую достигли создатели мультфильма. С одной стороны, сюжет прост и понятен. С другой, предоставляет определенную дельту смысла и не надоедает. Хочется отметить связь и логическую последовательность между различными событиями — простую, но именно такую, как надо самым маленьким. Ответы детей на наши вопросы позволяют уверенно говорить о том, что они понимали, что происходит на экране. Друзья идут гулять и останавливаются перед лужей. Что делать? Сначала лужу перепрыгивает собачка, потом свинка, потом лошадка, слоник, который помогает кошечке пройти по мосту через лужу — вот и весь незамысловатый сюжет. Но для малыша он в меру сложен и задействует зону ближайшего развития. О том, почему это важно, мы писали немногим ранее, но не будет лишним повториться. Мультфильм может быть превосходным, но если ребенок не понял, что в нем произошло, то вся эта детская субкультура, которая призвана развивать ребенка в более позднем возрасте, проходит мимо. Родители считают, что он приобщился, и больше он уже эти фильмы смотреть не будет. Формально ребенок посмотрел, а реально нет — не пережил и не прожил. Поэтому психологи настаивают на более детальной возрастной дифференциации, и такие мультики, как «Деревяшки», соответствующие самой младшей возрастной категории — выход из этой ситуации. Подобные мультфильмы очень полезны в наше время, когда возраст первого просмотра сдвигается ко все более раннему. Когда на детей обрушиваются пестрые сюжеты в многослойных упаковках, а дети видят отдельные образные пятна этих замечательных, но совсем непонятных для себя мультфильмов. Во время просмотра «Деревяшек» мы наблюдали, как дети понимают то, что им показывают. Такие понятия, как «домик», «ложиться спать», «друзья», «кубики», «строить из кубиков» и другие — им знакомы и узнаваемы. Дети идентифицировались с главными героями: ложились спать так же, как и они («деревяшки на бочок»), перешагивали через лужу, строили из кубиков, прятались в свои домики, то есть воспроизводили то, что увидели по несколько раз, проигрывали эти действия, прочувствовали их. Дети совершенствовали и развивали свои представления и действия, они повторяли: «Все играют вместе», называли геометрические предметы — круг, квадрат и треугольник. После просмотра мультфильма мы давали им похожие деревянные игрушки и смотрели, что они с ними делают. И так могли понять, что ребенок вынес из увиденного. Дети с удовольствием возили лошадку по дорожке, останавливались перед лужицей, переносили лошадку… Тут было и понимание сюжета, и восприятие эмоционального пласта, и идентификация с теплым и ласковым персонажем, выполняющим несложные действия, и способность применить в жизни несложные модели поведения, и позитивное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребенка. Эстетически мультфильм производит очень хорошее впечатление. Он будто кукольный, а не рисованный, эта объемность придает фильму глубину и естественность, как будто ребенок находится в своей игровой комнате. Предметы выпуклые, яркие, явственные, настоящие — все это очень важно для малыша в возрасте трех лет. Эстетический вкус ребенка в это время — предметный, насыщенный — действительно можно сформировать этим фильмом. Вероятно, понятие красоты впоследствии будет меняться, но сейчас эта лубочность, яркость, глубина и пространственность очень важны для ребенка. В фильме затронуты важные темы— игра, дружба, помощь. Их немного, но для малыша вполне достаточно. С помощью этих тем формируется эмоциональная сфера ребенка, прививаются моральные нормы, начиная с раннего возраста понятным способом. Каждая серия производит впечатление целостного мультфильма, короткого и с четким определенным концом. В нем нет сериального привязывания к экрану. Важно, что каждая серия заканчивается слоганом «Деревяшки на бочок», что дает возможность использовать фильм перед сном. Через идентификацию с игрушками дети легче засыпают: «Деревяшки на бочок — и ты на бочок». Чтобы просмотр этого мультфильма стал настоящим праздником (что несомненно ему под силу), хотелось бы посоветовать родителям две вещи. Первая — смотреть его хотя бы иногда вместе с детьми. Родителям будет приятно самим, а еще они смогут давать пояснения при необходимости. Вторая — приобрести похожие игрушки для игры, если их еще нет. Можно с уверенностью сказать, что как альтернатива пластмассовым и электронным игрушкам, деревяшки принесут очень много сильных и глубоких впечатлений. Они будут полезны на протяжении всего времени просмотра мультфильма, а оно может быть очень продолжительным. Вообще игрушка-персонаж — полезная вещь. С ее помощью ребенок может прожить то, что он увидел в мультике, а родитель может ему в этом помочь и даже разыграть с ним сценку. И это ключевое достоинство «Деревяшек» — возможность связать виртуальное действие мультфильма и реальную жизнь на доступном для малыша уровне". Интересное по теме: Интервью со студией «Паровоз» 10 мультиков про деревяшки и бумажки

Психолог объяснила успех мультсериала «Деревяшки»
© Tlum.ru