Детские карты и специальные мобильные приложения — с их помощью банки предлагают нашим детям учиться правильно распоряжаться деньгами. Пользователей у приложений пока не ахти — по тысяче, не больше. Но лиха беда начало: появились они совсем недавно (некоторым вообще паратройка месяцев), так что по мере того как о них будут узнавать родители, аудитория наверняка начнет расти. Что касается пластиковых карт для детей, то их — в том или ином виде — можно оформить сейчас в любом крупном банке. В общем, детская тема стала в этом году для отечественных финансистов особенно популярной, а нам лишь осталось понять, что со всем этим делать — ужасаться или спешно приобщать дите к благам цивилизации. Заплатить не глядя Что же предлагают современные финансовые технологии нашим чадам? С картами все как у всех: лежащими там деньгами можно расплатиться в магазине, пополнить счет мобильника, оплатить проезд и т.д. Главный плюс перед наличными деньгами — все под родительским контролем: с помощью смсинформирования вы всегда знаете, на что и в каком к оличестве ребенок тратит деньги, а часто и в каких местах прогуливает уроки. Минусы у пластика тоже присутствуют. Во-первых, маленький владелец не видит денег, которые тратит, а следовательно, контролю над финансами девайс вряд ли научит (обезличенные деньги тратятся гораздо легче, это любому взрослому известно). Второй очевидный минус — весьма вероятна потеря карты, а значит, и периодические танцы с бубнами по поводу ее блокировки и перевыпуска. Некоторые банки открывают дебетовые карты детям с 6 лет, а про склонность первоклашек терять самые разные вещи самым загадочным образом, думаю, знает каждый родитель. — Именно поэтому я бы рекомендовал оформлять ребенку пластик класса с шестого, — объяснил «ВМ» Андрей Паранич, замдиректора СРО «Микрофинансирование и развитие». — К тому времени он уже прекрасно научится управляться с карманной наличкой, у него появится понимание, что деньги не падают с потолка, а значит, тратить их стоит разумно. Ну и навыки «общения» с социальной картой школьника тоже уже будут отработаны до автоматизма. Хотя, если ребенок проявляет ответственность в денежных вопросах в более раннем возрасте, почему бы не начать обучение современным финансовым технологиям раньше? Никакого вреда я тут не вижу. Единственное, что нужно учитывать, по мнению эксперта, — это «специализацию» карты. — Тут надо разделить разные банковские продукты и, соответственно, разный уровень доступа. Банковская карта, по которой можно осуществлять расчетные операции, оплату ЖКХ и тому подобные вещи, — однозначно «да». Чем раньше человек освоит технологии, связанные с дистанционным доступом к счету, платежами и другими нужными вещами, тем лучше. Сберегательный продукт — тоже не вопрос, так как это приучает к финансовой дисциплине. Ребенок учится откладывать деньги на потом для достижения более существенной цели, которую нельзя реализовать, скажем, за месяц. А вот до кредитования в самых разных видах, включая овердрафт, я бы ребенка до 18 лет не допускал. Все-таки для этого нужен навык более серьезного планирования, финансовая дисциплина совсем другого уровня и наличие постоянного источника дохода, более «взрослого», нежели спонсорство родителей. Великая сила привычки Что касается всякого рода мобильных приложений, то, по мнению многих экспертов, у них сейчас гораздо больше перспектив, нежели у традиционных свинок-копилок. Цифровое поколение выбирает интерактив, и ничего ты тут не попишешь. Набор таких программ довольно стандартен: учет денег, находящихся на счету, просмотр совершенных трат, возможность ставить накопительную цель и видеть, сколько не хватает до ее достижения (многие приложения позволяют визуализировать желанное, закачав в телефон фото игрушки, гаджета или чего там захочет детская душа). Одна из частых опций — запрос родителям на пополнение кошелька, обсуждение с ними предстоящих трат в финансовом чате и сохранение всей истории денежных переводов. По достижении 14 лет многие пользователи получают возможность самостоятельно решить, давать ли родителям доступ к детальной информации о доходах и расходах. Не всем родителям, конечно, это понравится, но предполагается, что подобная опция дает возможность ребенку почувствовать себя более самостоятельным. Понятно, что российские банки не открыли тут никакой Америки. Во многих странах финансовая борьба за клиента дошла до того, что банковские офисы открываются прямо в школах. Любой ученик может завести там свой счет и управлять им, а заодно получить консультацию, как это лучше сделать. Понятно, что краткосрочной прибыли со всего этого банки имеют немного. Все делается на перспективу. Ведь по статистике, больше 60% мелких клиентов, становясь взрослыми, продолжают в силу привычки иметь дело со своим первым банком. А если учесть, что примерно 80% родителей открывают свои счета там же, финансовая овчинка явно стоит выделки. Руби, и никаких гвоздей! Психологи видят в ранней финансовой грамотности одни плюсы. Главное, не перебарщивать с тематикой: — Для ребенка особенно здорово, когда ему дают карманные деньги, трату которых никто не контролирует, — считает детский психолог Максим Прохоров, ассистент кафедры медицинской психологии и педагогики Первого МГМУ им. И. М. Сеченова. — Он сам решает, купить себе шоколадку или скопить и стать обладателем чего-нибудь более существенного. Положительного я тут вижу много. Отрицательное — разве что нравственная сторона дела, когда деньги становятся мерилом человеческой личности. Бывают дети, которые излишне центрируются на денежном вопросе, все измеряют деньгами. Сидит, скажем, такой на приеме, видит у тебя на столе 4-й «Aйфон» и уже только поэтому начинает тебя воспринимать свысока — у него-то аж 7-й! Но при ближайшем рассмотрении все равно выяснится, что ему интересны и многие другие вещи, помимо статусных погремушек, просто ребенок ориентируется на то, о чем говорят дома. А если там бесконечные разговоры не о том, что важно в первую очередь стать человеком, а о том, что надо рубить бабло, никакой другой реакции и не будет. Чтобы из маленького свиненка не вырос в итоге большой свин, экономические акценты, советует Прохоров, надо расставлять с малолетства: — Все ведь знают, что в детских магазинах все сделано так, чтобы ребенку захотелось и то, и это купить, а потом еще и на кассе кучу всего. Прививайте детей от этого. Перед каждым походом за покупками договаривайтесь. Скажем: мы сможем купить только одну игрушку. Или: мы сможем потратить только такую-то сумму. Разбежались глаза от увиденного — обязательно посочувствуйте ему: да, так хотелось бы купить и это, и то, но мы ведь договаривались, а уговор дороже денег. И, конечно, надо разговаривать с ребенком, объясняя, что счастье не в лего и айфонах, а совсем в других вещах. Но карманные деньги нужны. С самого раннего возраста нужно обязательно давать ребенку какие-то грошики — из серии «сходи за хлебом, а сдачу оставь себе». По чуть-чуть. В средней школе нужно уже оговаривать, какую сумму и каким образом вы сможете ему давать. Скажем, 100 рублей каждый школьный день, 500 рублей раз в неделю или сразу 2000 на весь месяц. Обязательно пообещайте, что он может с этими деньгами делать все что угодно — это как бы его оклад, зарплата, которая никак не связана с отметками или поведением — это деньги, которые просто могут ему понадобиться. Обеими рукам психологи голосуют и за детские подработки: — Это очень полезная штука, потому что важно осознание ценности денег. Не в том смысле, что их много и ты баловень судьбы, а когда ты получаешь их за свой труд. А то вот я смотрю, нынешнее поколение чуть ли не поголовно мечтает о карьере видеоблогера. Кривляться в камеру и получать за это миллионы — такая цель. Правильно кривляться — оно, конечно, дело нужное, но вряд ли благородное и экономике страны полезное. ИГРАЕМ В СЧЕТОВОДА: 5 ДЕТСКИХ РЕСУРСОВ ПО ФИНАНСАМ ILOVEECONOMICS. Образовательный портал об экономике для школьников с заданиями, книгами и видеолекциями экономистов. ФИНАНСОВЫЙ ФУТБОЛ. Игра проверяет знания игрока в области управления личными финансами по мере того, как он продвигается к воротам противника, чтобы забить гол. В пятерке лидеров России нет. Надо исправлять! ЖЭКА. Цель игры — научить детей и взрослых экономить на ЖКУ. Доступны три уровня сложности: «Квартира», «Дом» и «Квартал». Подняться до уровня директора РЭУ вполне реально. UPUP. Мобильный сервис, позволяющий переводить деньги между родителями и детьми. Учит копить и тратить с умом. Вот только команда «Нажмите, чтобы выбрать другого ребенка» слегка напрягает. PANDAMONEY. Копилка-тамагочи в смартфоне. Вы кормите бамбуком Панду, она на радостях переводит деньги на ваш счет, помогая накопить на мечту с помощью 7,8% годовых. СПРАВКА ДЕТСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ В ЦИФРАХ ■ У 75% российских подростков 14–17 лет есть карманные деньги (обычно бессистемно выдаваемые родителями). ■ 57% несовершеннолетних тратят все или почти все, и лишь 38% стараются что-то отложить. ■ 47% наших детей активно осуществляют платежи и денежные переводы для оплаты мобильной связи (47%), покупок в магазине (47%) и развлечений (26%). ■ 47% совершают покупки в сети, причем 31% делал это через электронный кошелек и 26% — с помощью банковской карты. ■ Как отмечают специалисты, отсутствие финансовой грамотности при развитых технологических навыках — опасная смесь, так как в будущем чревата рискованным поведением на рынке. По данным НАФИ КСТАТИ В 60-х годах в Стэнфордском университете провели эксперимент. Детям предлагали зефирку, но с условием: им дадут еще одну, если они проявят силу воли и не съедят первую. После этого малышей оставляли на 15 минут и следили за реакцией. Выдержали лишь 10% стоиков. Спустя полвека ученые вновь встретились с испытуемыми. Оказалось, что наибольших успехов в жизни добились именно те самые 10%, которые предпочли инвестировать в «накопительный вклад», отказавшись от сиюминутной выгоды. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Бухучет для карапуза
© Вечерняя Москва