Почему дети гибнут на физкультуре
За прошлый учебный год на уроках физкультуры по всей России погибли 211 детей - такие шокирующие цифры озвучила на днях министр образования и науки Ольга Васильева. Это связано, по её мнению, с отсутствием в школе медицинской информации об учащихся. «Персональная защита данных к чему привела - у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребёнок», - считает Ольга Юрьевна. Ярославскую область подобные трагические случаи тоже не обходят стороной. И даже один погибший на физкультуре ребёнок - это страшно. Кто виноват, почему дети не справляются с физическими нагрузками, мы попытались разобраться вместе с заместителем главного врача Центра медицинской профилактики Ярославской области Сергеем Яковлевым. Врачей в школах недостаточно Всем ярославцам памятен жуткий случай во время спортивных соревнований в Пошехонье, в которых принимали участие дети из школ всего района. 14-летний ученик Гаютинской средней школы почувствовал себя плохо в спортзале после подтягивания на перекладине. Ему оказали первую помощь и вызвали «скорую». Медики доставили парнишку в Пошехонскую больницу, но там врачи лишь констатировали его смерть. Почему же гибнут наши дети там, где должны, наоборот, укреплять и развивать силу и выносливость? «Причины гибели детей могут быть самые разные, - говорит Сергей Валентинович. - Каждый случай требует отдельного анализа и выводов. Необходимо допускать до уроков физкультуры только практически здоровых детей. Учитель должен знать состояние здоровья учеников. Если есть какие-то хронические болезни, физические недостатки, последствия травм и перенесённых заболеваний, нужно назначать специальную группу подготовки и вводить ограничения на интенсивность занятий физкультурой. То есть обязательно нужно проводить медкомиссию. И не только раз в год, но и перед каждым уроком отслеживать общее состояние учащихся». Все эти нормативы, которые сдают на уроках физкультуры, - для среднестатистического здорового школьника, считает Сергей Яковлев, для остальных надо дифференцировать нагрузки, в зависимости от параметров их здоровья. «Я езжу по всей области и вижу - врачей в школах нет, - отмечает Сергей Валентинович. - В структурах образования - только средний персонал. И то может быть одна медсестра на несколько школ и занимается в основном прививками. Нужно проводить не только диспансеризацию детского населения, но и диспансерное наблюдение, отслеживать общее физическое состояние школьников, насколько они развиты, давать рекомендации по нагрузкам. Физкультура должна быть стимулирующая, должна развивать растущий организм, а не убивать». «В очереди за смертью» «Когда я работал в областном центре здоровья на базе госпиталя ветеранов, мы обследовали в том числе и студентов - вчерашних школьников, - говорит Сергей Валентинович. - Нарушение антропометрических параметров было практически у всех. Даже при чисто внешних идеальных физических данных - у всех высокое содержание жира и низкие показатели костно-мышечной системы». Почему? Из-за того, объясняет врач, что молодые люди ведут малоподвижный образ жизни, в основном сидят с гаджетами или за компьютерами. Развивающих игр на воздухе сейчас тоже практически нет, большинство спортивных секций недоступны - родители не имеют возможности их оплатить, нет массового организованного досуга с достаточными физическими нагрузками. И ещё одна причина - привычные интоксикации. «Увы, сегодня юные ярославцы пробуют курить с 9-10 лет, раньше это происходило с 13-14 лет, - подчёркивает Сергей Яковлев. - Это тоже сказывается на здоровье - плохо влияет на сердечно-сосудистую систему и лёгкие. Нет органа в организме, на который не действует табакокурение. За прошлый год в Центре медицинской профилактики мы обследовали 3 тысячи учащихся колледжей. И курящих девушек оказалось гораздо больше, чем парней. Девушки - первые в очереди за смертью. А если человек курит, особенно кальян или электронные сигареты, то объём его лёгких сокращается в четыре раза быстрее, до 200 мл в год. И достаточно быстро происходит старение лёгочной системы, эффективность внешнего дыхания у большинства значительно снижается, при этом хуже переносятся физические нагрузки, даже обычной интенсивности». У ярославцев также отмечаются нарушения сердечной деятельности, у нас помолодела гипертония. Раньше считалось, что повышенное артериальное давление появляется у людей после 40-50 лет, а сегодня есть случаи артериальной гипертензии у 15-16-летних. Влияет плохая наследственность - поколение перед этим тоже было не ахти какое здоровое, плюс в какое время живём - у всех хронические стрессы, нерациональное, несбалансированное питание, потребление соли в 2-3 раза больше физиологической нормы, перечисляет врач причины нездоровья молодых. Да и по избыточному весу и ожирению жители нашей области стоят впереди большинства регионов ЦФО, лишний вес тоже оказывает повышенную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. «С профилактическими акциями в Дни здоровья сотрудники нашего центра ездят по районам области. В сельской местности 14-летние девочки сильнее 40-летних женщин Ярославля, - отмечает Сергей Валентинович. - У детей в оздоровительных лагерях показатели кистевой и становой динамометрии ниже средневозрастных. Их просят сдать нормы ГТО, а они тяжелее ручки в жизни ничего не поднимали. Поэтому сразу заставлять подростка, без подготовки, интенсивно бегать, прыгать или выложиться на каком-нибудь лыжном марафоне - это, я считаю, преступление». Спорт - для здоровья Евгения Котова, педагог, специалист по адаптивной физической культуре: «Чтобы дети были здоровыми, нужно развивать массовый спорт. Детско-юношеские спортивные школы (не путать со школами олимпийского резерва) создавались как учреждения дополнительного образования для детей, желающих заниматься любимым видом спорта. В ДЮСШ - сбалансированная система тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания. Дети здесь занимаются спортом для здоровья, а не для высших спортивных результатов. Программы в ДЮСШ разработаны в соответствии с возрастом детей и их физическими возможностями. Есть группы начальной подготовки, учебно-тренировочные группы и группы высшего спортивного мастерства. Ежегодно юные спортсмены должны проходить диспансеризацию, там следят за здоровьем детей, ведь участие в соревнованиях - это серьёзная нагрузка, и на каждые соревнования требуется допуск врача. Если дети не показывают высоких спортивных результатов - не каждый может стать чемпионом, для них открывают спортивно-оздоровительные группы. К сожалению, таких школ в Ярославле становится всё меньше». Школа должна нести ответственность Лариса Кудряшова, мама семиклассника: «Нет людей абсолютно здоровых - есть плохо обследованные», - так сказал один мудрый врач. А как обследуют наших детей, прежде чем допустить к уроку физкультуры? Никак! Почему школа не несёт никакой ответственности за жизнь и здоровье детей? Мой ребёнок сказал однажды физруку, что плохо себя чувствует, но тот посчитал его симулянтом, который отлынивает от урока! «Что за телячьи нежности, ты же мужик!» И сын бежал кросс до чёрных точек в глазах, до дурноты и тошноты. А если бы с ним что-то случилось? Считаю, что нужно установить личную ответственность школы и учителя физкультуры за каждый несчастный случай - даже просто за то, что ребёнку стало плохо на уроке. Нередко участковый педиатр пишет в справке, что ребёнок годен для занятий физкультурой в группе для детей с ослабленным здоровьем. Однако часто у нас в школах таких групп нет. И ребёнка отправляют заниматься с обычными детьми. Я объяснила физруку, что у моего сына бронхиальная астма и к нему нужно относиться по-особенному. Но через пару занятий физрук об этом забыл. Кому нужны эти нагрузки до седьмого пота и сердечных приступов?» На ком экономим? Если ученики гибнут на уроках, то что в наших школах не так? Доктор филологических наук Владимир Жельвис: «Сказать, что наша школа застряла где-то в позапрошлом веке, - это ещё ничего не сказать. Это какой-то заржавевший механизм, вроде колхозной сеялки, брошенной посреди заснеженного поля разорившимися хозяевами. Кажется, что никому нет дела ни до физического здоровья детей, ни до их психического состояния. Одна медсестра на несколько школ и ни одного врача - это ведь насмешка, бездарная попытка создать видимость какой-то заботы. Оставить школьников на весь день без медицинского присмотра могут, по-моему, разве что холодные чиновники, главная задача которых - уложиться в скудный школьный бюджет. На ком экономим? На будущем страны... Вот и ходят у нас по улицам низкорослые недокормленные дети с серой кожей и слабыми мышцами. Или, наоборот, не по возрасту располневшие. Кто заботится об их досуге, о правильном питании? О режиме дня? Конечно, надо, чтобы всё это делали родители. Но и тут такой узел проблем, который государство и не пытается распутать. Родителей подчас и самих-то кто бы воспитал. Ну, разумеется, остались, слава богу, нормальные родители, которые ради своих детей готовы на любые жертвы и траты, но они, как правило, заняты добыванием хлеба насущного, а медицинских знаний у них просто нет. И нет медика, готового помочь, пока гром не грянул. А ведь будем помнить, что большинство наших детей сегодня страдают теми или иными заболеваниями, в армию отобрать здоровых призывников - уже давно проблема. Вот тут, в школе, все детские болячки бы обнаружить и устранить! Куда там, линолеум в классах заменить не на что. А куда уходят деньги из бюджета страны? Так что, думаю, беда наша, прежде всего, даже не в недостатках медицины, не в уставших и недоученных учителях и воспитателях - это само собой! - дело в полном равнодушии государства к проблемам детства. Так что чиновники - это чиновники, но само общество наше фрустрировано, мы разучились (или никогда не умели?) уважительно относиться к собственным детям».