Страшно выйти из класса: как остановить насилие в школах Узбекистана

ТАШКЕНТ, 24 окт — Sputnik. Узбекистан в последние годы столкнулся с серьезной проблемой насилия в образовательных учреждениях различного уровня. В чем причина такой жестокости, попытались разобраться корреспонденты Sputnik Узбекистан. Только в этом году страну всколыхнули три громких дела — избиение воспитанников в детском саду Сурхандарьинской области, смерть учащегося медицинского колледжа Жасура Ибрагимова, а также недавняя поножовщина в юридическом колледже столицы, в результате которой погиб подросток. Что там внутри? Эти отнюдь не детские трагедии заставили не только всех вздрогнуть, но и задуматься: что же происходит с детьми в учебных заведениях страны? Спокойно ли на душе у родителей, когда их ребенок входит в здание детсада, школы или колледжа? И главное — как воспитывать их дальше? Научить его драться, чтобы ребенок мог защитить себя в трудной ситуации? Или все-таки быть терпимее, но тогда в подобных случаях будут бить его самого. "В нашей школе в прошлом году произошел неприятный случай. Наш сын пошел в первый класс, и к концу первой четверти ребенок боялся выходить из класса, особенно в туалет. Один мальчик даже "надул" в штаны от страха. Когда стали разбираться, выяснилось, что старшеклассники, ловили первоклашек и заставляли отдавать им все карманные деньги, били их, унижали. Вмешался участковый, и хулиганов взяли на учет. Практически у всех этих мальчишек родители на заработках за рубежом, а воспитывают их бабушки, многие из которых даже не в состоянии были доехать до школы ", — рассказала жительница столицы Марина. Педагоги и правоохранительные органы призывают родителей работать сообща. Учителя после этих трагедий даже стали ходить по домам, чтобы лучше узнать условия, в которых растут дети. Безусловно, в образовательных учреждениях знают проблемных детей, но увы, есть и другая сторона медали — до ребят невозможно достучаться. Напомним, что в недавно проведенном социологическом опросе среди учителей и педагогов центр "Ижтимоий фикр" выявил проблему восприятия наставников, как авторитетных личностей. Каждый пятый педагог указал на такое положение дел. Кроме этого, большинство опрошенных считает, что "трудные" дети — это те, которые постоянно пропускают занятия, агрессивно ведут себя по отношению к одноклассникам и учителям. При этом, педагоги, работающие в колледжах, значительно чаще упоминали о правонарушениях, совершаемых учащимися, нежели учителя лицеев и школ. Почти каждый десятый опрошенный отметил, что учащиеся его учебного заведения совершали мелкие кражи, участвовали в драках. Мелкие хулиганские выходки и групповые драки, по результатам опроса, чаще совершают учащиеся колледжей. По мнению педагогов, основная причина в том, что подростки не понимают: они нарушают закон и могут понести за это наказание. При этом главными источниками асоциального поведения опрошенные педагоги назвали неблагоприятное семейное влияние. "Сегодня старшее поколение пропадает в телевизоре, а молодые — в компьютере. Зачастую мы даже не знаем, что именно смотрят наши дети. Даже, если они выходят на улицу гулять, зачастую наблюдаю такую картину: все сидят на скамейке, уткнувшись в экраны мобильных телефонов. А что они там смотрят? Ребенок предоставлен сам себе и мобильнику, который стал заменителем человеческих отношений", — отмечает детский психолог. В столице сейчас появились специальные курсы самозащиты для детей. Их реклама хорошо представлена в социальных сетях, где "зависают", кстати, не только дети, но и их родители. Кроме этого, многие мамы и папы поспешили приобрести так называемые "умные часы", чтобы отслеживать передвижение ребенка. "Я всегда знаю точное расписание ребенка, время начала уроков, а также перемены. Стараюсь позвонить дочке, узнать, что да как", — рассказывает Махлиё Расулова, жительница столицы. В детских садах ситуация с безопасностью сложнее. "В нашем детсаду всегда ворота открыты, есть камера, следящая за двором, но я не уверена, что она работает. А так заходи, кто хочешь, бери, что хочешь", — пожаловалась жительница Сергели. Во многих детсадах Ташкента есть ручные металлодетекторы, но их практически не используют. "А как мы будем с утра родителей с детками всех подряд проверять? Тут такая очередь выстроится. Вот он больше лежит на столике возле ворот, для видимости", — поделился один из охранников столичного детсада. То есть система до конца не продумана, охрана учебного заведения не обучена работе с устройством. Складывается впечатление, что раздали по команде, а зачем и как с этим работать, никого не волнует. И здесь возникает очень важный вопрос, который нам задал не один, а несколько родителей: что может сделать охранник, который есть в штате каждого учебного заведения? Огромные территории патрулирует, как правило, один человек, еще и пенсионного возраста. Как обезопасить учебные заведения? "В колледже, где учится моя дочь, девочка вскрыла в туалете себе вены лезвием. Это было не так давно. На входе стоит сейчас не только охрана, но и милиционер. Пока он не досматривает всех подряд, а выявляет подозрительных. Ее не выявили. А я была бы рада, если бы все показывали свои рюкзаки и сумки. Ничего в этом страшного нет", — говорит Рано, мать учащейся одного из столичных колледжей. Сейчас в каждом колледже действительно открыт отдельный кабинет для инспекторов профилактики. Правоохранительные органы считают, что если в школе обнаружен хотя бы один колюще-режущий предмет, то уже надо бить тревогу. Подростковая жестокость стала болезнью века. По информации старшего инспектора Управления профилактики правонарушений ГУВД Ташкента Абдурашида Ачилова, с начала года у учащихся столичных лицеев и колледжей изъяли 23 ножа, топорик, деревянную биту и травматический пистолет. Сегодня практически во всех колледжах и лицеях имеются турникеты и металлодетекторы. Однако, трагедия случившаяся 6 октября в Ташкентском юридическом колледже обличила халатность в этом вопросе со стороны руководства учебных заведений. Так оказалось, что бывший директор юридического колледжа Наталья Темирова не допускала в учебное заведение инспекторов профилактики для досмотра учащихся и не позволяла устанавливать турникеты и металлодетекторы. В настоящее время также прорабатывается вопрос о введении электронного учета посещаемости. В некоторых учебных заведениях такая система уже работает, это удобно для родителей: они знают, что их ребенок зашел в школу или вышел из нее. Но есть и противники, не все хотят разглашать свои личные данные. Среди родителей часто можно услышать и мнение о том, что пора создавать специальные компании, которые будут заниматься обеспечением безопасности детей в учебных заведениях. Милиция не может выделить сразу 5-6 работников для проверки входящих в школу 400-500 человек. Кроме того, кто-то должен систематически просматривать видеозаписи с камер, фиксирующих происходящее во дворе учебного заведения. Эти записи нужны только тогда, когда случается что-то трагическое, но на деле камеры часто оказываются выключенными. Для решения этих проблем еще много предстоит сделать. Профилактика, которая ведется сейчас, должна дать свои результаты через пару лет. Однако работа по борьбе с правонарушениями в учебных заведениях должна идти постоянно, а не тогда, когда что-то случилось. Ведь вопрос безопасности нахождения детей в учебных заведениях напрямую касается их жизни и здоровья.

Страшно выйти из класса: как остановить насилие в школах Узбекистана
© Sputnik Узбекистан