В каком возрасте лучше учить язык и почему стоит начать с французского
Не вредно ли нагружать ребёнка изучением иностранного языка с раннего возраста? Ведущий отечественный нейролингвист и биолог Татьяна Черниговская объясняет, что это не только не вредно, но и весьма полезно. Другой вопрос – как именно обучать детей языкам. Ребёнок рождается с генетическим механизмом, который умеет декодировать сложнейшую из всех систем - языковую. Человеческий язык состоит из нескольких дискретных отдельных кирпичиков, из которых сложена вся система. Это фонемы (дом-дым, пил-пел), их разное количество в разных языках. Эти кирпичики складываются в слоги, слоги – в слова, слова – во фразы, фразы – в тексты. Получается целая махина, механизм которой мозг должен научиться декодировать. Хотя гена, обеспечивающего такую сложную вещь как память, нет, у человека есть генетическая способность к языку. Учёные подсчитали, что без этой особенности, присущей любому здоровому ребёнку, ему бы понадобилось около ста лет для того, чтобы овладеть даже родным языком. Плавая в языковом море, ребёнок впитывает как родной, так и любой иностранный язык как губка, без всякой грамматики и помощи учителей. Это происходит, потому что в дошкольном возрасте еще работают механизмы, существующие у человека для изучения родного языка: установление прямых соответствий между предметами, явлениями окружающей среды и их звуковым обозначением. Его мозг пишет себе виртуальный учебник этого языка: как выглядит синтаксис, какая в языке морфология, грамматика и многое другое. Мозг маленького ребёнка очень пластичен, а значит – способен учиться с такой скоростью и такой лёгкостью, которые не доступны ни одному взрослому. Зачем ребёнку несколько языков? Английского же достаточно – сможет учиться, работать и путешествовать… Величайший лингвист человечества Ноам Хомский сказал: «Язык создан для мышления». У билингвального ребенка развивается определенный тип когнитивного мышления (гибкость мышления, творческое сознание). Такому человеку во взрослом возрасте легче переключаться между разными точками зрения на одну и ту же проблему, поскольку его мозг за счет количества и расположения нейронов специально запрограммирован на несколько регистров, оценивающих ту или иную проблему с разных сторон. Широко известен научный факт о том, что знание одного или нескольких иностранных языков может предотвратить в старости болезнь Альцгеймера и потерю памяти. То есть, выполнение зарядки для мозга с самого детства (увеличивая количество нейронных связей за счет развития языковой памяти и использования одновременно нескольких языков) действует на человека как постоянная здоровая спортивная нагрузка. Нейролингвисты полагают, что билингвальный человек владеет и чувствует свой родной язык гораздо лучше, чем те, кто говорит и читает лишь на одном языке. Учёные провели исследование при участии детей, которые в игровой форме в детском саду изучали иностранный язык. Результаты исследования показали, что эти дети на несколько месяцев раньше сверстников начинали читать и распознавать слова. Человек, владеющий несколькими языками, лучше понимает других людей за счет коммуникативного интеллекта, то есть умения объясниться любым способом с человеком из другой среды. Он способен говорить «на одном языке» даже с теми, чей язык он не понимает, заменяя сложные понятия более простыми терминами или жестами, поскольку у него более развита общительность. Язык – это инструмент, позволяющий добиваться сложных задач в процессе коммуникации. Когда лучше всего начинать учить язык? Чем раньше, тем лучше. Нейролингвисты уверяют, что любой ребёнок может овладеть любым языком мира как родным. Но для этого лучше всего находиться в этой среде (подробнее о том, как это сделать, – ниже). В детстве наш мозг наиболее пластичен. Лингвист, специалист в области типологии и грамматической теории, автор книги «Почему языки такие разные» Владимир Плунгян говорит о том, что в детстве у человека в голове функционируют механизмы, которые позволяют ему овладеть родным языком. После шести-семи лет эти механизмы угасают. Как правильнее учить детей языкам: за партой или в игре? Педагог и преподаватель французского языка в РУДН Татьяна Евсикова считает, что самое важное в изучении языка – это мотивация. Когда ребенок в возрасте четырех-шести лет начинает изучать иностранный язык, им еще не может двигать стимул (выучить язык за полгода, чтобы переехать в другую страну и легко там общаться, к примеру). Ему гораздо важнее комфортная игровая среда, позволяющая впитывать информацию через общение и через процессы, вызывающее у него удовольствие. Если мы пропустим возраст (четыре-семь лет), когда, по мнению нейропсихологов, у человека максимально открыто нейронное окно, позволяющее усвоить математические и лингвистические механизмы, то во взрослом возрасте начать будет гораздо труднее. Если ребёнка в три-четыре года заставлять сидеть за партой и учить грамматику, никакого эффекта от таких занятий не будет, ведь в этом возрасте его мозг совершенно иначе укладывает в голове сложный языковой орнамент. Если же они будут заниматься творчеством или спортом с носителем языка, который будет говорить в это время только по-французски, малыши будут погружаться в эту языковую среду подсознательно. Эффект от подобного рода занятий будет гораздо виднее. Ещё очень важное условие, способствующее хорошей мотивации у ребёнка, – совместное изучение языка, когда родитель либо учится параллельно с ребёнком и отрабатывает какие-то темы вместе с ним дома, либо читает, общается на иностранном языке с ребенком. А если бросит занятия и всё забудет – что, все усилия напрасны? Знания языка, заложенные у ребёнка в раннем детстве, даже если впоследствии этим языком не пользоваться, остаются с ним на всю жизнь. Активировать эту часть мозга можно в любой момент, это зависит от мотивации и способов. Даже в старости человек может вдруг заговорить на том языке, который он учил в далёком детстве и который не использовал в зрелом возрасте. Это как владение тем или иным музыкальным инструментом или езда на велосипеде. Если вы долго не занимаетесь, это не значит, что вам в будущем придётся с нуля начинать учиться музыке. Автор бестселлера для родителей «После трех уже поздно» Ибука Масару уверяет: «Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно, и через пару месяцев из него получится прекрасный фигурист». Действительно, учить язык искусственно с нуля в школе и играть, творить, общаться на нем в раннем детстве - огромная разница. То, что мозг записал на подкорку в раннем детстве, отложится на всю жизнь. Многие начинают знакомиться с иностранными языками с английского. А что, если начать с французского? Он же трудный! Ребёнок, который только что родился, не знает, какой язык сложный, а какой – не сложный. Если он с младенчества начинает познавать французский или китайский, он одинаково хорошо ими овладеет вне зависимости от сложности грамматики. Но при условии, если он попал в эту языковую среду. Это можно сделать как в стране, в которой на этом языке говорят, так и никуда не выезжая из своего родного города – например, в детском саду, куда ходят дети-носители, и где воспитатели говорят на двух языках. Ладно, если это не так трудно, особенно для детей, в чём преимущество французского перед другими языками? Если ты уже знаешь французский, тебе гораздо легче овладеть более лёгкими по грамматике или произношению испанским, итальянским или португальским, то есть родственными ему языками романской группы. Французский развивает музыкальный слух, открывает безграничные возможности познания французской литературы и философии в оригинале. Как известно, французы не всегда говорят по-английски, поэтому в работе и учёбе, а также в путешествиях знание французского – огромный плюс. Попасть во Францию и пытаться окунуться в ее живую культуру, не владея языком, очень и очень непросто. Особенно если отправиться в путешествие по французским городкам и весям, находящимся на севере страны, где весь колорит общения с местными жителями о еде, воспитании, даже погоде, может быть ценнее, чем природные красоты или картины в музеях. 5 причин начать учить французский язык* Французский очень популярен в мире Французский язык находится на втором месте в мире по изучаемости после английского. На нём говорят более 275 миллионов людей во всем мире. Кроме того, французский – третий по распространенности в интернете после английского и немецкого. Он точно пригодится в путешествии по Франции (и не только) Далеко не все французы говорят по-английски, а те, кто говорит, делает это неохотно. Знание французского совершенно точно будет бесценным в путешествиях по французским регионам, от Лазурного Берега до побережья Бретани. Язык поможет вам лучше понять менталитет и образ жизни французов, их культуру. А французская культура – это целый мир. Мир моды, кулинарии, искусства, архитектуры, литературы. Кроме того, французский непременно пригодится в путешествиях в Африку, Швейцарию, Канаду, на Сейшелы. Французский – один из двух важнейших международных языков В том числе на французском разговаривают сотрудники ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза, НАТО, Международного Олимпийского Комитета, Международного Красного креста. Если когда-нибудь ваш ребенок надумает строить карьеру в международных организациях, французский точно ему понадобится. Тому, кто знает французский, проще учить другие языки Языки романской группы (испанский, итальянский, португальский, румынский и другие) оказываются гораздо проще в изучении для тех, кто уже выучил французский. Причём английского это тоже касается – очень многие слова в английском были заимствованы из французского. Благодаря владению французским можно поступить в престижный вуз Французские вузы с вниманием относятся к студентам, свободно владеющим языком – им предоставляются льготы и даже стипендии. Сейчас существует более 140 франко-российских программ двойных дипломов, которые позволяют получить лучшее образование в крупных университетах Франции по различным специальностям. *Со слов основателя франко-русского детского сада «Территория счастливого детства» Марии Прокошиной А кому доверить детей? Где в нашей стране дают качественное дошкольное образование на французском носители языка? Детских садов, где работают носители французского языка, у нас не так много. В Петербурге, например, работает школа Андре Мальро, где есть дошкольное отделение с тремя возрастными группами для детей от трех лет. Сразу в нескольких городах России действует сеть культурных центров «Альянс Франсез»: как детские сады (в Тольятти, Новосибирске, Владивостоке), так и различные курсы для детей. Но очевидно, что пары часовых занятий в неделю для впитывающего как губка мозга малыша не будет достаточно, чтобы заговорить на чужом языке, как на родном. Поэтому лучше отдать ребенка в детский сад со смешанными группами русских и французских детей, где говорят на обоих языках. В Москве есть сеть детских садов «Территория счастливого детства». Воспитатели здесь используют проверенный и действенный метод: один день дети играют и общаются только на русском языке, другой – на французском, с носителями языка. Выпускники такого сада легко смогут общаются на французском со своими сверстниками и дальше пойти учиться во французскую школу.