Лекция Людмилы Петрановской "Границы: что это такое и как научиться ставить их детям"

Мы часто читаем в книжках и статьях по психологии о том, что проблемы в отношениях с детьми могут происходить из-за того, что родитель не умеет ставить границы. Но что это такое — эти границы и как их ставить? Чаще всего понятие «границ» воспринимается как строгость, некое ограничение. «Нет, потому что я так сказал». На деле же это вопрос намного более тонкий. Людмила Петрановская — педагог-психолог, специалист по семейному устройству детей сирот, тренер, писатель. Автор книг в области психологии и воспитания детей: «К вам пришёл приёмный ребёнок», «Если с ребенком трудно», «Тайная опора», «Что делать, если…». Разумно поставить границу означает дать человеку (причем, не только ребенку — супругу, начальнику, друзьям, бабушке) понять, что его действия в данный момент нежелательны, а просьба — невыполнима. Причем сказать об этом нужно без агрессии, спокойно, без суеты и истерики — первых признаков неуверенности. Умение ставить границы — это умение говорить «нет», умение поставить свой интерес на первое место, умение дать человеку понять, что в данный момент его поведение вас не устраивает. Чаще всего проблемы, с которыми родители обращаются к детским психологам, связаны не с тем, что ребенок «испорчен» и «избалован», а с тем, что родители не умеют правильно ставить границы. Ребенок, которого невозможно уложить на ночной сон, ребенок, который отказывается убирать за собой игрушки, малыш, устраивающий истерику в супермаркете — все они поверяют границы. И если они этих границ не получают, то поведение, соответственно, лучше не становится. А родитель думает, что это с ребенком что-то не так. Итак, в этот раз поговорим о границах. Что это такое, в каких ситуациях они необходимы и как их правильно ставить.

Лекция Людмилы Петрановской "Границы: что это такое и как научиться ставить их детям"
© CHIPS journal