Депрессии, неврозы, агрессия. Психолог о проблемах современных детей
Гаджеты не более 20 минут в день Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Владислав Анатольевич, к вам приходят семьи, вы и сами многодетный отец - можете сказать, какие они, современные дети, чем отличаются от предыдущих поколений? Владимир Стихарев: Уровень интеллектуального и психологического развития современных детей гораздо выше, чем у их родителей. Наши сыновья и дочки опережают нас в среднем на три года - то есть у 13-14-летних ребят сейчас такой же уровень развития, какой был у нас в 16-17 лет. Поэтому и проблемы, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания, очень быстро взрослеют. Вспомните, если раньше мы приходили в первый класс и только начинали учить буквы и цифры, то современные дети в семилетнем возрасте уже умеют и читать, и писать - и это сейчас скорее норма, нежели нечто, из ряда вон выходящее. - Понятно, что мир меняется, и дети вслед за ним, а проблемы, с которыми обращаются к психологу, тоже? - Начнем с того, что распространенные проблемы прошлых лет просто не успели сформироваться - родители только сейчас стали поворачиваться лицом к детской психологии. Раньше к нам относились с большим предубеждением, считали, что обращаться к специалисту - это блажь. До сих пор, разговаривая с родителями, я всегда объясняю - психологи, в отличие от психиатров, работают со здоровыми людьми. А характерные проблемы, с которыми сейчас чаще всего приходят, это гиперактивность, синдром нарушения внимания, неврозы, агрессия, тревожность, страхи. Среди детей подросткового возраста - депрессии, заниженная самооценка. Так или иначе, но все эти проблемы связаны с той высокой интенсивностью современной жизни, которая подвергает неокрепшую психику наших детей постоянному, ежедневному испытанию и дома, и в школе. И, к сожалению, нередки случаи, когда ребенок перестает справляться с этим давлением, - именно тогда нужно, чтобы родители своевременно обратились за профессиональной помощью, а не успокаивали себя тем, что все «само пройдет». - Мир становится быстрей, информации в нем все больше: Интернет, телевизоры, смартфоны, планшеты, и везде нужно успеть. Как вы думаете, стоит ли ограничивать общение с цифровым миром и как правильно это делать? - Информационные потоки и являются одним из факторов, которые испытывают психику современного ребенка на прочность. Зачастую эти потоки несут не только полезную информацию, но и ту, которая противопоказана - любому нормальному человеку в принципе, а ребёнку тем более. Поэтому задача современных родителей - стараться максимально фильтровать информацию, которая становится доступной для вашего чада. А что касается ограничений, связанных с использованием гаджетов, то их необходимо рассматривать как любую сидячую деятельность, которую необходимо перемежать с физической активностью. Для детей до 7 лет - ограничение 20 минут в день. Только в этом случае есть шанс, что ваш ребенок будет развиваться гармонично и всесторонне. Принцип «безусловного принятия» - Сейчас, едва малыш начинает ходить, многие родители уже мечтают о его будущем - и с самого раннего возраста отдают в спортивные секции, музыкальные, интеллектуальные развивашки и т.д. Правильно ли это? - Как показывает практика, гениальные задатки у детей могут проявиться в любом возрасте - здесь все индивидуально, единой нормы просто не существует, тем более, что в каждой отрасли свои возрастные ограничения. Другое дело, когда родители начинают самоутверждаться через своих чад и любой ценой (зачастую эта цена - здоровье их детей) пытаются достичь тех результатов и высот, которых не удалось покорить им самим. По принципу, «я не стал хоккеистом, значит, ты станешь», или «я не стала балериной, значит, ты станешь». Конечно, попробовать необходимо все - и только тогда принимать окончательное решение по поводу кружка или секции, которые будет посещать ребенок. Но «насильно мил не будешь». И если ребенка заставлять заниматься тем, что ему не нравится, то он никогда не сможет отдаться этому делу всей душой и стать счастливым человеком. - Но в то же время, что скрывать, почти все мы заставляем детей учиться на пятерки, слушать учителей, тренеров, хорошо себя вести. А правильный ли это подход, ведь есть мнение, что большего в жизни добиваются не отличники, а троечники? - Если бы все было так просто, то растили бы только троечников. Но все гораздо сложнее. Поскольку для разных людей понятие «добиться большего в жизни» тоже имеет разное значение. Для кого-то цель - полететь в космос, а для другого мечта - построить современное фермерское хозяйство. Но есть такой термин как «безусловное принятие». То есть надо дать ребенку уверенность в том, что родители его любят, независимо от его школьных успехов и достижений. И только тогда мы имеем шанс вырастить психологически и физически здорового ребенка, который сможет максимально раскрыть свои таланты и умения. Потому что тогда у этого малыша есть главный стимул - родительская любовь. А результаты «безусловного принятия» себя долго ждать не заставят. Любите и уважайте - С одной стороны, дети сейчас рано узнают о взаимоотношениях полов, школьники порой открывают собственный бизнес. С другой - если раньше люди в 16-18 лет шли работать, воевали, создавали семьи, то сейчас не спешат. Так когда же взрослеют современные дети? - Наши дети и сейчас могут в 16-18 лет работать, создавать семьи и воевать. Другое дело, что сегодня в этом нет необходимости, поэтому у молодежи есть возможность больше времени оставаться в зависимости от родителей. Но это все индивидуально - если вы не хотите, чтобы дети сели вам на шею и превратились в нахлебников, то буквально с трех лет необходимо приучать их к самостоятельности. Давать возможность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Создавать им условия для взросления и самовыражения. И тогда вы очень быстро заметите, что в семье растет неординарная личность, которая ждет не дождется как бы скорее стать взрослой. - И последнее, какие советы вы как детский психолог и многодетный отец могли бы дать молодым родителям? - Любите детей, уважайте их, воспринимайте их как цельные личности. И тогда вы поймете, что «родительского долга» не существует. А есть только «великое родительское счастье».