Медосмотры в школах углубят из-за несчастных случаев на уроках

МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Привлечение дополнительных кадров к проведению медосмотров в школах и совершенствование методов передачи данных о здоровье детей между врачами, учителями и родителями позволит своевременно выявлять патологии и избегать несчастных случаев на уроках физкультуры, считают опрошенные ТАСС сотрудники школ и поликлиник в регионах. Ранее глава Минобрнауки Ольга Васильева сообщила, что более 200 детей погибли в прошлом году, занимаясь физкультурой в школе. Минздрав РФ заявил, что необходимо решать проблему путем углубления профилактических медицинских осмотров в школах. Эксперты в регионах рассказали ТАСС, как организовать проведение медосмотра в школах, как заинтересовать такой работой врачей и чем могут помочь родители школьников. Дефицит педиатров Как отмечают эксперты, основной трудностью при организации школьных медицинских осмотров сегодня становится нехватка врачей, которая особенно остро ощущается в отдаленных районах страны — на Дальнем Востоке и в арктических регионах. "У нас сейчас поликлиника укомплектована участковыми лишь наполовину, каждый врач ведет по два участка. И хотя приглашать на осмотры, информировать — это действительно наша обязанность, другие участники процесса тоже должны участвовать в этом, интересоваться, помнить о своей обязанности следить за здоровьем ребенка", — говорит главврач детской поликлиники № 5 города Владивостока Александра Горшкова. По ее словам, нехватка специалистов объясняется не только снижением числа поступающих в медицинские вузы, но и тем, что студенты стремятся продолжить обучение в ординатуре и не идут работать на участке. "Мы видим, как студенты залезают в кредиты с помощью родителей, поступают платно в ординатуру, а к нам в итоге пришло в этом году два специалиста, из которых одна у нас просто подрабатывает, пока доучивается", — говорит Горшкова. На проблему общей нехватки врачей часто накладывается еще и обширность территории. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) в отдаленных поселках нет узких специалистов, которые нужны для проведения осмотров. "Для решения этой проблемы пациенты направляются в крупные больницы (в райцентры, в близлежащие города) для осмотра врачами-специалистами. Также организована работа мобильных медицинских бригад, которые проводят осмотры населения в труднодоступных населенных пунктах", — рассказали ТАСС в департаменте здравоохранения ЯНАО. На нехватку медработников жалуются и в школах. "У нас в школе, в которой больше тысячи учащихся, нет штатного медицинского работника. У нас приходящая медсестра, которая приходит раз в неделю. Она постоянно работает в другой школе города и по совместительству приходит к нам", — сказала директор южно-сахалинской гимназии № 2 Мария Чеснокова, отметив, что осмотры проводятся тем не менее регулярно, силами приходящих врачей. Минздрав РФ планирует решать этот вопрос путем подготовки в медицинских вузах бакалавров по школьной медицине — это новое направление, которое появилось в России в 2016 году. Врачи в регионах называют и другие способы привлечения специалистов — например, поднятие престижа профессии за счет различных мер поддержки. "Когда в 2006 году работал проект "Здоровье", в котором жестко была определена доплата участковым педиатрам в 10 тысяч рублей, тогда был конкурс на каждое место участкового педиатра. Теперь этих денег не стало меньше, но 10 тысяч рублей в 2006 году — это не то же самое, что 10 тысяч рублей сегодня", — отметила главврач детской поликлиники № 5 Владивостока. А в Новом Уренгое нехватку кадров компенсируют реорганизацией медицинских учреждений — в рамках пилотного проекта в детской поликлинике организовали осмотры под эгидой центра здоровья. В центре детей принимают невролог, хирург, уролог, отоларинголог, офтальмолог, гинеколог, ортопед, стоматолог, психиатр, педиатр и логопед. В нем можно пройти медицинские осмотры при поступлении в детские сады, школы, оформить справки о состоянии здоровья в оздоровительные лагеря, для допуска к сдаче норм ГТО. Технологии и время Из нехватки кадров вытекает другая проблема — недостаток времени на осмотр школьников. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член комитета по законодательству, заместитель председателя постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Санкт-Петербурга Александр Егоров сообщил ТАСС, что сегодня у петербургских врачей на каждого школьника есть от 12 до 20 минут. "Если у врача есть время на более детальный осмотр, то, даже не обладая большим опытом, он может заподозрить патологию. Но часто бывает, что эти медосмотры не проводят детально. Бывает так, что и для галочки проводят", — отметил Егоров. Привлечение новых специалистов и более эффективная организация медосмотров помогут решить вопрос, однако необходимо также уделять внимание оснащению медиков, которые проводят осмотры, современным оборудованием. Минздрав Алтайского края намерен в следующем году приобрести мобильный аппаратно-программный комплекс для дополнительного, детального обследования школьников. Он будет проверять сердечно-сосудистую, дыхательную, центральную нервную систему, зрение, слух — практически весь организм, и выявлять, прежде всего, факторы риска, которые могут привести к серьезным заболеваниям. "Это не лишнее, нам будет проще разговаривать с образованием на одном языке, когда мы на цифрах доказательно покажем, что процесс обучения влияет на изменение состояния здоровья ребенка. Далее будут уже какие-то комплексные меры приниматься, возможно точечные меры: в какой-то конкретной школе выявляются факторы риска, и, может быть, это связано с неправильным освещением, дополнительной нагрузкой, системой обучения, питания", — пояснила ТАСС начальник отдела организации медицинской помощи взрослому и детскому населению Минздрава региона Жанна Вахлова. В четырех школах Ульяновска реализуется в качестве эксперимента другая идея — медосмотры проводятся раздельно, частично в школе, частично — в поликлиниках. Причем осматривают не только учеников, но и учителей. По словам директора ульяновской школы № 76, участвующей в проекте, Людмилы Гречко, осмотры выявили распространенную и серьезную проблему — лишний вес. "Мне пришлось обращаться к операторам организации питания, чтобы подготовить специальное меню для таких детей. Сейчас оно разрабатывается и с января будет вводиться в школьные столовые", — подчеркнула Гречко. Трудности коммуникации Школьные медосмотры — это не только большой поток детей, с которыми должны работать врачи, но и огромные объемы данных, которые должны храниться и передаваться поликлиникам, школам и родителям. На эту проблему указывает уполномоченный по правам ребенка Саратовской области Татьяна Загородняя, отмечая, что решением может стать только информатизация и перенос данных на электронные носители. "Безусловно, у нас в медучреждениях все еще сохраняется старая система карточек — они теряются, портятся. Но в поликлиниках уже начали менять рентгеновские аппараты — если раньше была возможность сделать только аналоговые снимки, то теперь они делаются в цифровом варианте и сохраняются в компьютере. То же самое с аппаратами УЗИ. Это позволяет не просто следить за состоянием детей, а видеть динамику", — пояснила она агентству. Внедрение технологий и быстрая передача данных между учреждениями, чтобы учителя были в курсе болезней детей, выявленных врачами, позволят снизить число несчастных случаев в школах, уверен петербургский депутат Александр Егоров. "Классный руководитель должен об этом знать, чтобы не получилось так — ребенок не должен чем-либо заниматься, а он, например, по своей воле, решил себя испытать и, допустим, пошел на лыжную гонку, когда ему это запрещено", — подчеркнул он. Однако есть и другая сторона проблемы — родители, которые не всегда ответственно подходят к информированию школ об особенностях своего ребенка. "Мы порой не знаем, какие заболевания, в том числе хронические, серьезные есть у детей. В частности, идет прием в первый класс, родители могут приносить медицинскую карту, могут не приносить. Это персональные данные, которые засекречены для школы, и почему такую демократию развели — непонятно", — говорит директор южно-сахалинской гимназии № 2, отмечая, что медицинская карта должна появиться в обязательном списке документов, необходимых для приема в школу. Скорая помощь детям О беспечности родителей говорят эксперты и в кавказских регионах. По словам председателя межрегионального общественного движения "Родительский комитет Северо-Кавказского федерального округа" Киры Моисеевой, многие семьи считают, что профилактический осмотр детей решает все проблемы и возлагают на них всю заботу о здоровье ребенка. "Родители сейчас неразборчивы в своем выборе. Все, что бесплатно, — все хорошо. Для детей подобная инициатива тоже в радость — они пропускают школу. В первую очередь, заботиться о здоровье детей должны родители, школьные медосмотры есть, стоматологи проверяют зубы и так далее, но все, что более важно, — это уже лечение, это забота родителей", — отметила Моисеева. Но даже если родители будут относиться к этому вопросу ответственно, а медосмотры будут проводиться добросовестно, от несчастных случаев никто не застрахован. Медосмотры не решат проблему без своевременного оказания помощи, считает главный врач Республиканской клинической больницы Дагестана Ибрагим Магомедов. "Наверное, дети гибнут во время уроков физкультуры не потому, что они болеют. Причиной смерти во время физкультуры могут стать — крайне редко — сахарный диабет у ребенка, но если во время физических нагрузок окажется, что у него очень низкий сахар, ему просто вовремя не помогли — вот это может стать причиной", — отметил он. В идеале, считает директор школы № 17 Черкесска Магомед Байрамуков, в каждой школе должен работать квалифицированный педиатр — это решало бы проблемы и профилактики, и первой помощи при ЧП. "У нас в школе обучаются 1,7 тыс. детей, работают фельдшер и медсестра — представители городского отдела здравоохранения. Есть медицинский кабинет, оснащенный элементарными приборами. Мы не жалуемся, но нет предела совершенству", — пояснил Байрамуков.

Медосмотры в школах углубят из-за несчастных случаев на уроках
© ТАСС