Там, где нет места богатым двоечникам

Как попасть в международный детский центр «Артек», чем дети из лагеря похожи на выпускников МФТИ и почему «Сириус» ему не конкурент, рассказал в интервью Indicator.Ru первый заместитель директора лагеря Игорь Зобов. — Расскажите, как изменился лагерь за последние три года. — Команда директора лагеря Алексея Каспржака, в том числе и я, приехала сюда три года назад. Могу сказать, что с этого момента «Артек» становится все лучше и лучше. Реконструировано девять лагерей, проведен капитальный ремонт, в год «Артек» принимает 40 тысяч детей. Условия в лагере сравнивать не с чем, у нас фактически нет конкурентов. Раньше задачами лагеря были отдых и оздоровление, теперь основная задача – образование. Есть неподтвержденное мнение, что в советское время в «Артеке» было три «О»: отдых, обучение и оздоровление, но затем буква «О», обозначающая «обучение», исчезла. Мы постарались вернуть образование ¬– это третья буква, которая теперь также присутствует. — Что вы имели в виду, когда сказали, что у вас нет конкурентов? — Нет конкурентов по условиям для детей. Гостиницы, например… С чем мы можем сравнивать? Такого лагеря больше нет ни в одной стране мира. — У вас есть конкуренты в виде «Сириуса», тот же «Орленок» подтягивается. — Мы не конкуренты, мы партнеры и у каждого лагеря своя цель. Приведу свой любимый пример – выпускника МФТИ и выпускника МГТУ им. Баумана. Один – прикладник-инженер, другой – гений и теоретик. — А гении где? У вас? — У нас трудяги. — Опять же, если сравнивать с «Сириусом», то у них на повестке НТИ, инженерные олимпиады… А что у вас? — У нас – научить ребенка претворять знания в жизнь. Чтобы они работали как исследователи, те, кто находится, так сказать, «на земле». Дети должны увидеть, что, во-первых, у них масса возможностей. Во-вторых, они могут найти себя в любой отрасли, они не узкоспециализированы, они могут развернуть в Артеке свою жизнь на 90 градусов и выбрать для себя что-то другое. И главная наша задача – показать, что учиться интересно. Мы должны поддержать рвение ребенка в познании себя, в познании в образовательном плане. Гениальный ребенок должен развиваться, его нужно сохранять и работать в этом направлении. Мы же даем веер выбора, возможность найти себя. Нам также важно, чтобы ребенок поверил, что может изменить свой мир, тот город, поселок, деревню, в которой он живет. — Как часто один ребенок может приезжать в лагерь? — Ребенок может попасть в лагерь раз в год. — Сейчас проходит смена геологов в партнерстве с «Росгеологией». Как у вас формируются образовательные программы? Есть ли такие, которые повторяются из года в год? — Некоторые программы повторяются. Тут такая история: когда мы в 15-м году шли в образование, мы понимали, что должны заниматься головой. Лето проходит, отдых и оздоровление есть во всех лагерях, а нужно сделать так, чтобы ребенку было интересно. Соответственно все усилия были направлены на голову. Как нам сделать лагерь интересным? Мы ходили в разные университеты, в ту же Бауманку, в Самарский НИИ им. Королева, и привлекали специалистов. Например, сотрудничая с Тюменским индустриальным университетом, мы хотели показать, что нефтяник – это не тот, кто уехал на два месяца на вахту и вернулся, а потом не знает, чем заниматься. Дети должны увидеть, что это [такое] — инженерия, транспорт, физика, что это — определенная работа и определенная романтика, что ребенок должен поехать учиться в ту же Тюмень. Нефтяные месторождения и реальная практика находятся в Тюмени и, наверное, было бы правильно поехать учиться в прекрасный кампус, который находится в Тюмени и стать там инженером-нефтяником. Герман Греф недавно сказал, что эра программирования закончилась. Самый неистощаемый ресурс, которым сейчас все занимаются, по его словам, это инициативные люди. Человеческий ресурс неистощим и мы ровно им и занимаемся. Гениев единицы, их меньше 1%, а наши 2% детей, которые к нам приезжают, — это системообразующие ребята. — Скажите, как к вам попасть? С одной стороны есть конкурс, с другой стороны путевки распределяются по ведомствам. — Мы не выдаем путевки, это делает Министерство образования и науки как наш куратор, у них есть специальная комиссия. Есть АИС «Путевка», в эксплуатацию мы вышли в феврале. Первый отбор был очень интересным. В течение трех дней можно было подавать заявки, можно было сделать это как онлайн, так и офлайн. Выиграли три человека. У первого ребенка мама принесла большое количество спортивных грамот. Вторая девочка была из Москвы, а третьего мальчика не могли найти. Он айтишник, математик, выиграл множество олимпиад. Мы искали-искали его и наконец нашли. Он из Костромы, его папа был без понятия, что сын самостоятельно подал заявку: «О чем вы вообще говорите? Какая путевка в "Артек"? Сами с ним разбирайтесь». А у него вся стена в грамотах. Так что это вопрос инициативы. Сейчас в системе зарегистрированы 174 тысячи детей. Каждую неделю подают заявки еще полторы тысячи. И у них есть три варианта попасть в лагерь. Первый – это отбор в субъекте РФ, им занимается, как правило, министерство образования субъекта. Субъектам дается определенная квота и они уже отбирают детей по показателям, которые важны в их образовательной политике. Второй путь – это узкоспециализированные дети, которые проходят по тематическому отбору. Недавно у нас был известный хоккеист Павел Буре, он сказал, что в детстве все хоккеисты мечтали попасть в Артек, но понимали, что для них это недоступно потому что они были эффективны в большей степени только в спорте. Поэтому мы и ввели тематических партнеров. Третий вариант – платный (стоимость путевки в «Артек» составляет 85 тысяч рублей – Indicator.Ru), но он тоже по достижениям. Если рейтинга не хватает, путевку можно приобрести. Но еще раз подчеркну, что даже платная путевка выдается по рейтингу. — То есть богатый двоечник-троечник к вам приехать не может? — Нет, без вариантов. Точнее есть один вариант – подтянуться в знаниях, заявить себя на любом поприще и подойти к этому делу профессионально. — Как их отпускают в школе? — У нас есть школа. Мы выполняем ФГОСы _(Федеральные государственные образовательные стандарты, — прим. Indicator.Ru), мы создали первую и единственную в стране образовательную программу для лагеря, она прошла экспертизу в Российской академии образования, она включена в реестр типовых программ. Но по закону об образовании мы либо должны заключать договоры с 42 тысячами школ по всей стране, что они принимают наши результаты, либо школы сами решают, принимают или нет. У нас достаточно тяжелая программа. Но занятия проходят в интересных формах, мы предлагаем детям выйти из-за парт, вся территория лагеря – это образовательное пространство. За партами проходят занятия только по русскому и математике. — Есть ли у вас программы для педагогов? — Мы уже открыли 11 кафедр в магистратуре, 79 человек поступили. Это бакалавры педвузов, они поступают в магистратуры у себя в вузах в Новосибирске, в Москве и других городах. Там они учатся, а у нас работают. Почему это важно? Для молодых учителей одна из профессиональных задач – это управление коллективом. У тех, кто работал в хорошем лагере, такой проблемы нет. Если учитель не может управлять классом, дети не будут учиться, им неинтересно. Мы берем молодых специалистов примерно на два года, представляете, сколько за это время у него проходит отрядов? А в школе у него один класс на год и больше, если мы говорим о начальной школе. Отмечу, что на эти программы магистратуры поступают не только молодые учителя, но и педагоги с опытом. Я надеюсь, что из 79 магистров получатся хорошие специалисты. И за два года можно найти им хорошие школы, где им будут очень рады. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Там, где нет места богатым двоечникам
© Индикатор