Что такое хорошо: кто несет ответственность за воспитание моральных качеств у ребенка?
Семья или школа в ответе за воспитание моральных качеств, попытались разобраться участники круглого стола, прошедшего в эфире сетевого вещания «ВМ». Поводом для разговора на тему «Нравственное воспитание. Что эффективнее — урок в школе или пример родителей» стало предложение Ассоциации родительских комитетов и сообществ ввести в школьную программу обязательный предмет «Нравственные основы семейной жизни». Лидер Ассоциации Ольга Леткова полагает, что с помощью него российские школьники научатся правильно строить взаимоотношения в семье и быть хорошими родителями. «Эта дисциплина будет учить нравственности и ответственности, строить отношения с противоположным полом», — цитируют множество новостных сайтов и порталов слова Летковой. А она добавляет: «Это то, что каждый родитель хочет дать своему ребенку, но не каждый может». С тем, что детям нашим понимания жизни не хватает и что поступки — как свои, так и чужие — они далеко не всегда могут оценить адекватно, не поспоришь. Как и с тем, что современные мальчики и девочки, погруженные со всеми своими комплексами взросления в бездушную интернет сеть, чудовищно одиноки. А там основы нравственности и морали детям найти сложнее, чем иголку в стоге сена. Вопрос терминологии Родительская общественность по сути признала неспособность некоторых пап и мам привить своим чадам основы морали. Но станет ли панацеей новый «светский» учебный курс, авторы которого — кандидат биологических наук, священник Дмитрий Моисеев и кандидат психологических наук, монахиня Среднеуральско го женского монастыря Нина (Крыгина)? — Уверен, что введение такого курса как обязательного предмета абсолютно исключено, — считает член Общественного сове- та Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павел Пятницкий. — Россия — светское государство, у нас многоконфессиональная страна. Но я допускаю, что эта дисциплина будет введена в качестве факультатива. Если есть родители, которые хотят, чтобы их ребенку прививал основы нравственности кто-то другой, почему бы и нет? Учебный курс «Нравственные основы семейной жизни», по заверению его авторов, поможет школьникам освоить «систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре» и подготовит их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи». На вопрос одного издания, какой образ идеальной семьи должен сложиться у школьников, авторы отвечают так: «Образ традиционной семьи. Ее глава — мужчина, который является защитником и добытчиком. Женщина, жена — помощница и хозяйка. Она рождает и воспитывает детей». Согласитесь, такое распределение ролей слишком уж расходится с современной действительностью. Чтобы разобраться, о чем спорим, просим экспертов дать определение понятию нравственность. — Еще Иммануил Кант написал все про нравственные императивы, — отвечает член Общественной палаты РФ, профессор, кандидат филологических наук Людмила Дудова. — Основы философских знаний дети получают на уроках обществознания. Так что первоначальные знания о нравственности школа им все-таки дает. Слово нравственность — понятие отвлеченное, у него есть десяток различных определений, можно долго спорить, какое из них точнее. Но вот корень в этом слове абсолютно понятен: нрав. То есть это определенная совокупность норм и правил, обусловленная сознанием человека, общественным опытом. Нравственность формируется на раннем этапе взросления, задолго до школы. Поэтому колыбель формирования нравственных устоев — совершенно точно семья. Но сегодня мы имеем поколение родителей с весьма приблизительным представлением о нравственности. Современная семья подчас не выполняет закон об образовании, в котором четко указаны три субъекта учебного процесса: педагог, ученик и родитель. Азы воспитания Впервые уроки нравственности в школах стали экспериментально проводиться еще в 2009 году, а к году нынешнему курс о семейных ценностях уже факультативно внедрен в 60 регионах РФ. Правда, насколько эффективны стали такие занятия и как конкретно повлияли они на формирование нравственных качеств у подрастающего поколения, нигде и никем не уточняется. Не понятно и то, кто же должен в нынешних условиях преподавать курс. На этот вопрос эксперты ответили единодушно: кто угодно! Нравственность — понятие междисциплинарное, оно может быть вложено в любой урок — литературы, истории и даже физкультуры. — Школа работает в том числе и над нравственным воспитанием, — говорит учитель русского языка и литературы высшей ка- тегории школы № 947, кандидат философских наук, лауреат премии президента РФ в области образования Ольга Брюханова. — Но вопрос обучения основам морали давно назрел: в нашем обществе сегодня наблюдается ценностный кризис, мы потеряли целое поколение нынешних родителей, которые росли и формировались в сложное время. Современные папы и мамы часто перекладывают ответственность за воспитание своих детей на дошкольное или школьное образование. Поэтому, если уж говорить о воспитании, то начинать нужно с родителей. Но дети наши уже сейчас остро нуждаются в социальной адаптации, помощи в освоении норм и правил поведения. Они, поглощенные интернет-общением, социальными сетями, не умеют общаться, решать конфликтные ситуации. За претензии к родителям пришлось отвечать заместителю председателя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Ольге Галузиной. — В составе нашей рабочей комиссии более 50 разных экспертов, которые постоянно работают с родителями в школах. В неделю проводится более ста встреч по разным вопросам, — говорит она. — Но если кидать зерно в почву, которая не даст ростков, ничего не вырастет. И если в семье не заложены нравственные ценности, как ни бейся, ничего не получится. Если честно, я не очень представляю, как можно взрослых научить нравственности. Получается, пока кто-то не воспитал должным образом нравственно подкованное поколение родителей, ответственность неминуемо возлагается на школу. Однако член Общественного совета Уполномоченного при президенте РФ по правам ребен- ка Павел Пятницкий с этим категорически не согласен. — Родителям, которые не могут научить своего ребенка нравственности, не поможет никто — ни церковь, ни общественные советы, — горячится он. — Все в семье в поведение ребенка закладывается. Если девочку не любят родители, она никогда не научится любить сама. Отцы и дети В том, что нельзя перекладывать на учителя ответственность за воспитание нравственных качеств у ребенка, уверена и Ольга Брюханова. — В обществе все не так как в книгах, — говорит она. — Мы вообще не всегда понимаем, как общаться с детьми, которых называют поколением Z. Они иначе мыслят, у них иное мировосприятие и мышление, уникальное умение обращаться с информацией. А мы слишком далеки от них. Как известно, каждому поколению, то есть группе людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, свойственны похожие представления о жизненных ценностях. По мнению социологов, на формирование мировоззрения нынешних пап и мам, родившихся в 1980– 1990-х годах, повлиял распад СССР, перестройка, терроризм, лихие девяностые, локальные войны и конфликты, международный финансовый кризис, безработица, повышение стоимости жилья, появившиеся в те же годы видеохостинги, торрент-трекеры, развитие интернета и мобильной связи, социальных сетей, компьютерных технологий и видеоигр. Это поколение неслучайно называли next или «потерянное». И еще тогда, в девяностых годах, психологи и педагоги били тревогу, что взрослые упускают воспитание детей, поскольку сами толком не понимают, куда несет их рок событий. Хватились, когда было поздно: из счастливой страны пионерии дети шагнули в жестокий мир дикого капитализма, законы которого заставляли концентрироваться в основном не на обогащении души, а на поисках средств к существованию. Дети эти выросли и стали родителями нынешнего поколения, именуемого Z. Оно аккумулировало черты предшественников, с высокими технологиями на «ты», они у него в крови. Поколение это пока формируется, но, по мнению социологов, «строительным материалом» для него становятся отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм. Может, в этих различиях отцов и детей и таится невозможность пап и мам посеять разумное, доброе, вечное в сердца их продвинутых чад? — Ученикам на итоговом сочинении предлагаются такие темы, как верность и честь, долг и дружба, — говорит Ольга Брюханова. — И что мы в итоге видим? Определенный зазор, разночтения между тем, что дети пишут в этих сочинениях и тем, что они видят в реальности, которая их окружает. Дети читают классику, а потом после урока подходят к учителю и спрашивают: «Вы что, правда, в это верите? Сейчас же так не живут, не думают, в это уже не верят!» Да, педагог транслирует традиционную систему ценностей, говорит с учениками о духовных скрепах. Но это не поддерживается действительностью. Поэтому вокруг формирования нравственности у молодого поколения нужно сплачиваться всем — и СМИ, и родителям, и педагогам. Достойный пример Четкие понятия о добре и зле — есть ли они в нашем обществе? — Когда речь идет об усвоении нравственных норм, мы говорим прежде всего про личный пример, — вступает в диалог клинический психолог, гипнотерапевт, сотрудник лаборатории психогигиены и психопрофилактики Исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Мария Ковалева. — Но пример поступков и поведения не обязательно может быть родительским. На формирование личности ребенка влияют и другие взрослые, которые его окружают и помогают его воспитывать. Кого ребенок больше всего слушает? Тех, кого считает экспертом в том или ином вопросе. Но ведь и у педагога могут быть свои представления о нравственности, религии. Как отметила Мария Ковалева, нельзя забывать, что нынешние учителя — тоже дети «потерянного» поколения. А если не учителя, то опять-таки кто же эти эксперты, авторитеты и примеры для подражания? — Герои сомнительных с точки зрения морали и этики ток-шоу, мнимые «герои нашего времени», пропагандирующие лживые представления о том, что хорошо, а что нет, — перечисляет Павел Пятницкий. — Мы живем в социуме. Не важно, как вы воспитаете своего ребенка, какие основы морали вы ему привили, если в обществе он встретит большую часть безнравственных людей. Задумайтесь, что произойдет. Это может психологически сломать ребенка. Один из негативного опыта отношений папы и мамы сделает вывод, что будет поступать иначе и никогда не поднимет руку на слабого, а другой, наоборот, будет повторять опыт: меня отец бил, и я буду. Учитель истории, директор школы № 1241 Антон Алексеев находит примеры нравственности для учеников в прошлом. Он считает, что образцом для подражания должен быть педагог, хоть это и тяжелое бремя. — Если декларировать одно, а жить иначе, — вряд ли можно стать авторитетом, — полагает Алексеев. — Когда человек дышит, он же не задумывается, как это делает. Так и с нравственностью. Для меня это — жить по совести. Прошлое не убеждает современных подростков, а в настоящем примеров нравственности, увы, все-таки не хватает, — к такому неутешительному выводу пришли эксперты. О плохом, дурном и запретном детям нашим в уши вливается с лихвой, а о хорошем говорим мало. Может, потому и подвергают они сомнению те самые прописные истины, из которых складывается внутренний моральный стержень? И вновь повторяют гости студии «Вечерней Москвы»: образцом нравственности должен быть родитель! Должен, кто же спорит? Но множество разных моделей поведения неизбежно вызывает у ребенка вопрос: как во всем этом разобраться? В школе говорят одно, дома — другое. Мораль и нравственность, как и десять божьих заповедей, — не таблица умножения. Здесь понимание не только умом, но и сердцем, душой необходимо. А если папка мамку бьет, зубри не зубри по учебнику «так нельзя», а поди поверь, что бывает по-другому. «Проще ввести телесные наказания, это во все времена помогало», — комментирует один из зрителей прямого эфира круглого стола, в конце которого заметна некоторая растерянность наших экспертов, оставивших тем не менее много информации для размышления родителям. Вспомните Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Что ответите, уважаемые папы и мамы? СОЦИУМ Согласно исследованию, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, сегодня родители предпочитают в воспитании своих чад делать упор не на развитие положительных черт характера и моральных качеств, а на обучение навыкам достижения социального успеха. Современные родители чаще советуют своим детям «не упускать своего» и стремиться занять видное положение в обществе. Однако, как и 25 лет назад, большинство пап и мам по-прежнему считают важным привить детям уважение и любовь к родителям. Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!