Поступить в вузы планирует только 1% выпускников детских домов

Большая часть воспитанников детских домов хотели бы получить среднее образование. 5% детей хотели бы поступить в 10 класс и только 1% - продолжить учебу в высшем учебном заведении. Такие результаты получили Благотворительный фонд "Открывая горизонты" и Проект социальной адаптации и профориентации для подростков "Полдень", опросив 180 18-летних выпускников детских домов из семнадцати городов и регионов России (Воронеж, Самара, Томск, Пенза, Челябинск, Калуга, Уфа, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург, Саратов, Ижевск, Иркутск, Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области). Об исследовании сообщается в пресс-релизе проекта "Полдень". Самой популярной среди выпускников оказалась специальность повара-кондитера. В десятку самых желанных профессий вошли авто- и судомеханик, учитель начальных классов, сварщик, специалист в области информационных технологий, мастер отделочных работ, парикмахер, электромонтер, специалист в области гостиничного сервиса, строитель. Почти 85% опрошенных воспитанников хотели бы стать поварами-кондитерами, автомеханиками, сварщиками или учителями начальных классов. Как объяснила генеральный директор благотворительного фонда "Открывая горизонты" Анна Орлова, дети выбирают среднее образование, так как специальности слесаря, механика, повара востребованы в любом регионе России и позволяют получать предсказуемый регулярный доход. "Среднее образование - простой и очевидный путь. Детям понятно, с чего начинать обучение и кем можно работать в недалеком будущем", - добавила Орлова. Потребность в профориентации Как считает психолог проекта социальной адаптации и профориентации для подростков "Полдень" Ольга Тимур, многие люди заблуждаются, утверждая, что выпускники детских домов не стремятся получить образование. Ребенок может стать успешным, если учится на положительных примерах взрослых и с ним работают педагоги. "На любого человека влияют три фактора: биологический, психологический и социальный. Первый включает физиологию и анатомию, общий уровень здоровья и генетику, второй - эмоциональный склад и реакции на внешние раздражители, третий - культурные, социально-экономические факторы", - пояснила Ольга Тимур. Орлова подчеркнула необходимость программ социализации и профориентации, которых нет во многих детских домах. Без специальных занятий дети не могут узнать о тенденциях рынка труда и актуальных профессиях, и, согласно исследованию образовательного проекта "Пункт Б", проведенному в 2016 г., о котором говорится в документах фонда, в 90% случаев выбирают профессии по принципам "где проще учиться" или "за компанию", после чего часто забрасывают учебу и не реализуются в профессии. Работа фонда Фонд "Открывая горизонты" с 2015 г. проводит программы по социализации и профессиональной ориентации в 58 детских домах в 18 регионах РФ. За два года программу прошли 620 детей. Сотрудники организации организуют занятия, где учат детей общаться, брать ответственность за результат коммуникации, определять причины неудавшегося разговора и преодолевать проблемы, ставить и решать сложные задачи, оценивать собственные силы, знания, способности, анализировать интересы, вырабатывать личную финансовую стратегию. В апреле 2017 г. Фонд запустил проект "Шаг в будущее" вместе с Детским благотворительным фондом "Солнечный город" и сервисом выбора карьеры "Пункт Б". Два раза в месяц тренеры приезжают в "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" в Тогучине (Новосибирская область), "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Жемчужина" в Новосибирске, "Барышевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей", расположенном в селе Барышево (Новосибирская область). Специалисты проводят тренинги и профориентационные игры, знакомят с профессиями в строительном, транспортном секторах, сферах услуг, спорта, общественного питания, проводят для детей экскурсии в офисах компаний и на производствах; организуют индивидуальные психологические и профориентационные консультации. В 2018 г. программу планируют запустить и в других российских регионах. Как рассказала Орлова, фонд выбирает профессии в секторах общественного питания, транспорта, строительства, спорта и сфере услуг, так как спрос на них есть всегда, вне зависимости от макроэкономической конъюнктуры в стране. Специалист обратила внимание на то, что программа фонда помогает детям не только найти желаемую профессию, но трезво оценить свои возможности. "Дети должны не просто сказать себе: "Я хочу высшее образование, квартиру, машину, дачу", но ответить на вопрос, каким образом достичь поставленных целей, и выбрать карьерную траекторию. В этой парадигме среднее образование - своего рода тест-драйв: ребенку становится понятно, справиться ли он в дальнейшем с нагрузками вуза и нужно ли ему высшее образование", - объяснила Орлова. Материал предоставлен проектом "+1".

Поступить в вузы планирует только 1% выпускников детских домов
© ТАСС