Что делать с детьми, уходящими из семей к роботам
Большинство россиян считают, что в школах пора вводить специальные уроки общения в реальной жизни, следует из опроса ВЦИОМ. Согласно исследованию, 82% опрошенных считают, что среди молодежи широко распространена проблема Интернет-зависимости. Зависимость от компьютерных игр, Интернета и соцсетей наблюдают 71% респондентов. Мы просто вырождаемся. Естественную природу мы уничтожили, а искусственная уничтожит нас. — А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди». Данные опроса совершенно объективно отражают опасное направление, в котором развивается большинство современных школьников: это можно, если не придираться к научной точности термина, назвать эпидемией социофобии, соглашается проректор Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии Роман Демьянчук. «Наш институт более десяти лет под руководством ныне покойной профессора Лилии Михайловны Шипицыной разрабатывал методику под названием „Азбука общения“. Эта методика позволяла обучить конструктивному общению даже детей с умственной отсталостью, с аутическими нарушениями. А здесь-то речь идет о детях, у которых таких нарушений психического развития нет», — рассказал он «Ридусу». По границе дети ходят хмуро При этом степень зависимости от гаджетов и вызванной этой зависимостью «социофобии» у множества школьников (эксперт снова подчеркивает, что использует это слово в бытовом, а не в клиническом значении) такова, что ее уже можно диагностировать как пограничное состояние психики. Граница здесь очень четкая: пока скорректировать неумение ребенка общаться можно только психолого-педагогическими методами, это еще не диагноз. Диагноз начинается там, где уже без таблеток не обойтись, объясняет он. «Это правда: глубина и частота живого общения детей — и с родителями, и между собой — снижаются. Дети всё глубже уходят в виртуально пространство», — признаёт эксперт. Ну, развратили детей, ладно. Дети есть дети, их сколько не развращай — им все мало — А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди». То, что подростки вместо общения межу собой напрямую общаются между собой через электронного посредника, опасно не только тем, что это делает из них «искусственных аутистов». Главная опасность состоит в том, что дети имеют свойство становиться взрослыми. Это — мина замедленного действия. Не обученный навыкам живого общения ребенок будет испытывать огромные трудности во взрослой жизни — и в поисках работы, и в создании семьи, и в воспитании собственных детей. Ведь в интимной обстановке с партнером никакой электронный помощник «свечку держать» не будет (хотя кто его знает, какие технологии и какую этику принесут в это мир ближайшие десятилетия…) Как машина с машиной При этом мрачные пророчества фантастов, от земляков Демьянчука братьев Стругацких до польского писателя Станислава Лема, скорее всего, окажутся преувеличенными, полагает собеседник «Ридуса». Воспитание детей требует высокой квалификации и всесторонней подготовки, даже специального обучения; чтобы получить разрешение завести ребёнка, супруги должны сдавать что-то вроде экзаменов… В старом обществе нельзя было строить мост, лечить болезни, выполнять административную работу, не имея соответствующего образования, и только наиболее ответственное дело — рождение детей, формирование их психики — было отдано на произвол слепого случая, а общество вмешивалось лишь тогда, когда ошибки уже поздно было исправлять. — Станислав Лем, «Возвращение со звезд». В своих романах они предупреждали, что между поколением родителей и поколением детей проляжет пропасть не просто морально-этическая, как это обычно случалось до сих пор, а технологическая, и чуть ли не биологическая. Что для детей умение общаться будет столь же излишним, как для их родителей — умение стрелять из лука. Зачем человеку будущего умение связно говорить, если его «собеседниками» почти везде — дома, на улице, на работе — будут роботы? «Эта мысль, что для общения с искусственным интеллектом у человека должна произойти эволюция собственного интеллекта, не лишена интереса. Ее озвучивают не только фантасты, но и вполне серьезные ученые. Но как бы не развился машинный интеллект, вряд ли когда-нибудь родители доверят роботам воспитание своих детей!» — убежден Демьянчук. Поэтому вернуть детей из виртуального пространства в реальную жизнь — «не вопрос таблетки», подчеркивает он. «Конечно, водить в школах „уроки общения“ — это слишком. Сама школьная деятельность должна быть организована так, чтобы учащиеся были поставлены в условия, когда им придется проявлять интерактивность. Условно говоря, это как некоторые экстремалы-тренеры учат детей плавать: не научишься держаться на воду — утонешь. На практике, это означает, что на любом уроке — хотя бы математики — дети должны решать задачи в кооперации между собой, в какой-то командной форме, а не наедине с айпадом», — предполагает эксперт. Тем временем, бывший руководитель подразделения беспилотных автомобилей компании Uber Энтони Левандовски создал религиозную некоммерческую организацию «Путь в будущее», которая выдвигает «религию», в основе которой вместо Бога выступает искусственный интеллект. Приехали, Uber.