Вместо урока - квест. Учительница о том, как увлечь школьников биологией
Преподаватель биологии Борисоглебской гимназии №1 Татьяна Громова стала победителем престижного международного конкурса коммуникационных проектов Eventiada IPRA GWA 2017 за проект «Экологическая тропа». О том, как педагогу в небольшом городе удалось создать уникальный туристический маршрут и почему биология по-настоящему стала интересна детям, «АиФ-Черноземье» узнал у победительницы. Маленькое приключение Наталья Сычева, «АиФ-Черноземье»: Татьяна, как появилась идея проекта «Экологическая тропа»? Татьяна Громова: Всё началось с проекта «Учебный экспериментальный участок», которым я занималась. Но на этот участок ходили в основном школьники и иногда — жители ближайших домов. Хотелось чего-то более масштабного. И я вспомнила, как мой институтский преподаватель Александр Фомичёв часто говорил, что людям нужно показывать и рассказывать про местную природу. Так и придумалась экологическая тропа. Мы её открыли в мае этого года, а начали с экологического квеста для детей — на него пришло более 200 школьников. Экологическая тропа начинается в самом Борисоглебске и идёт по скверам центральной части города. Здесь стоят щиты, где рассказана история возникновения скверов, и есть информация о растениях и животных. Вторая часть экотропы проходит уже в Грибановском районе через Теллермановскую рощу — там более десятка точек. Тропинка с лавочками, с информационными щитами, есть даже гостиница-ресторан для птичек, туда дети ходят кормить птах, и там же мы устанавливаем кормушки. В целом тропа — это пеший маршрут примерно в пять километров. — И дети выдерживают такую дистанцию? — Школьники проходят её спокойно, а для детсадовцев маршрут обычно делят на две части. Один день в Борисоглебске, другой — в Теллермановском лесу. Вообще, для детей это как маленькое приключение. Когда мы идём по мощёной дороге в Теллермановском лесу, всегда кто-то спрашивает, из чего она сделана. И тут мы рассказываем, что этой дороге более 300 лет, что в основу легли прочные камни, и что они настолько хорошо положены, что за все эти года их ни разу не меняли. Потом подходим к дубу, которому больше 100 лет, и с малышами меряем его руками. Последний раз, чтобы обхватить дуб, вокруг него встали 12 детей (улыбается). А на самом верху горы, куда ведёт тропа, располагается просторная беседка с большой смотровой площадкой, откуда виден практически весь наш город. Там малыши отдыхают и устраивают игры. И всё чаще с детьми приезжают родители, причём не просто сопровождать ребёнка, а чтобы тоже что-то узнать. Ведь тропа даёт очень многое — начиная со здоровой физической нагрузки, потому что попробуй пройти всё сразу! — и заканчивая знакомством с растительным и животным миром. Первый туристический — Много ли было участников в международном конкурсе Eventiada? — На конкурс подали заявки 113 тысяч человек из 11 стран мира. Сначала определили шорт-лист и пригласили всех вышедших в финал на защиту проекта. Защищали проект два дня в Москве, потом были панельные дискуссии и в заключение — награждение победителей. Победителям вручили дипломы и буковку «Е», никаких денежных призов в моих номинациях не было. Этот конкурс придуман скорее для того, чтобы о вашей теме узнали и поделились идеями все участники. Конкуренция была серьёзной, и побеждали часто крупные компании с хорошо профинансированными проектами. Например, в номинации «Лучший экологический проект», где я была второй, первое место заняла компания «Норникель» с экомарафоном «ПонесЛось». Но всё равно приятно, что мы могли потягаться даже с такими крупными компаниями. Кстати, до этого ни один проект от Воронежской области не входил даже в шорт-лист конкурсной программы, мы первые. — А в Борисоглебском или Грибановском районе области вообще были проработанные турмаршруты? — Именно экологически-туристических проектов не было. А наш проект попал сразу в два района, чего раньше не практиковалось, хотя мы и соседи. Нашу тропу уже внесли в туристические маршруты Воронежской области и города Борисоглебска. Ходили «разбираться» — Получается ли современных школьников заинтересовать биологией и экологией? — Когда я пришла в школу, то столкнулась с тем, что биология считалась теоретическим предметом. Я начала вводить практическую часть, появилось больше лабораторных работ, проектов и так далее. Сначала роптали, но постепенно втянулись. Хотя было, конечно, тяжело. Скажу больше: я пришла работать в школу в 2010-м, а полегче мне стало только в прошлом году. Было много протестов, включая со стороны родителей, потому что одно дело, когда задали на дом параграф — ты прочитал и ответил на вопросы, а другое — когда надо что-то сделать. И когда ребёнок дома говорит, что всё написал, а ему поставили что-то не то, то родители, конечно, недоумевают: почему нет отличной отметки? Ко мне приходили, я всё показывала и рассказывала, и постепенно вопросы иссякли. Возможно, потому что родители увидели, что детям действительно стало интереснее учиться и что-то узнавать опытным путём. Ведь одно дело — получить оценку за пересказ и совсем другое — за работу, которую ты сделал сам. Например, у меня учится мальчик, который сам пришёл ко мне с идеей выставки о современных и вымерших животных. Теперь у нас в кабинете стоят стенды с фигурками, где всё подписано и указано. Вообще, в нашем кабинете биологии много работ, которые делали дети. Мне приносили удивительные вещи, например, экосистемы в банках. А сейчас в лаборантской стоит огромная стойка из труб с капельным поливом растений методом влажных камер. — Что скажете о старшеклассниках? Многие хотят уехать из города? — У нас, конечно, маленький город, но большинство детей привязано к родителям и к родному месту. Многие планируют свою жизнь провести здесь. Например, есть способный одиннадцатиклассник, участник многих биологических и экологических конкурсов, который собирается учиться где-то ещё, но потом вернуться домой, чтобы развивать свой город, уже даже какие-то проекты придумывает.