Войти в почту

Музей в Ставрополе в день инклюзии разрешил детям трогать экспонаты и сидеть на полу

СТАВРОПОЛЬ, 1 декабря. /ТАСС/. Музей казаков-некрасовцев в рамках всероссийской акции "Музей для всех. День инклюзии" организовал для детей с ограниченными возможностями необычную экскурсию. Организаторы сделали все, чтобы дети чувствовали себя как дома - им разрешалось держать в руках экспонаты и даже сидеть на полу. Общие экскурсии для посетителей с инвалидностью в рамках Дня инклюзии в ставропольском музее казаков-некрасовцев пройдут в течение двух дней. Первым посетителям в пятницу показали, как жила эта необычная казачья община много лет назад. В XVIII веке большинство казаков-некрасовцев эмигрировали в Турцию и вернулись на родину лишь в 1960-е годы, сохранив самобытную культуру и уклад жизни. Музей казаков-некрасовцев открылся в Ставрополе недавно - в сентябре 2017 года. Экспозиция расположилась в небольшом здании, где воссоздали убранство комнат казачьей общины. Сотрудники музея постарались сделать все, чтобы дети чувствовали себя в музее уютно и свободно, как дома, хотя для этого пришлось нарушить традиционные музейные порядки. Так, одному из школьников, который решил, что снизу наблюдать за экскурсией ему будет удобнее, разрешили сидеть на полу. Как правило, экспонаты нового музея отгорожены от посетителей, их можно смотреть, но нельзя трогать. Для необычной группы сделали исключение - экскурсовод доставала с полок предметы, показывала их детям поближе и разрешала потрогать. "Конечно, экскурсии все подстраиваются под посетителей - дети особенные, поэтому мы делаем акцент либо на звуке, либо на тактильных ощущениях", - отметила сотрудник музея Елена Калабухова. Такой интерактив детям понравился - обычная экскурсия превратилась в тактильное познание истории. Школьники попробовали, насколько тяжелым утюгом в те времена гладили белье, насколько мелкой была вышивка, которой украшали одежду, одеяла и подушки, как выглядели мягкие игрушки, которыми в казачьих семьях развлекали маленьких детей. "Наши дети очень отзывчивы к атмосфере, когда с ними общаются строго, то они чувствуют себя скованно, а здесь нас очень тепло встретили, поэтому ребята раскрепостились, им все интересно - потрогать, поучаствовать. Часто бывает сложно, даже если люди настроены к нам хорошо, то возникают архитектурные барьеры, еще что-то", - отметила педагог-дефектолог, сопровождавшая детей, Галина Медведева. Восьмилетний Даниил впервые оказался в музее. Как рассказала мама мальчика Марина, обычно они посещали детские интерактивные образовательные площадки. Единственная сложность возникла с лестницей - ребенку трудно ходить без опоры. "Я думала, что ему будет не особенно интересно, все-таки он ребенок, и ему больше зрелищные вещи нужны. Но наоборот - он с удовольствием потрогал экспонаты, отвечал на вопросы. Мы с лестницей справились, потому что он более-менее ходит, но человеку, к примеру, на коляске было бы сложно", - пояснила Марина. День инклюзии Экскурсии для посетителей с инвалидностью продолжатся и в субботу. Как сообщили в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, сопровождать группы глухонемых жителей города будет сурдопереводчик, который поможет рассказать об основных видах и жанрах изобразительного искусства. Организованной группой в музей также приедут дети - пациенты Ставропольского психоневрологического диспансера. "Мы проводим экскурсии в двух помещениях, рассказываем об этнографии и живописи. В залах картинной галереи мы акцентируем внимание на больших полотнах, картинах с крупными цветовыми пятнами и так далее. Обычно мы индивидуально работаем со специализированной библиотекой и школой глухонемых, в таком расширенном формате экскурсии проводим впервые. Понятие "доступная среда" мы сейчас рассматриваем в широком аспекте, выстраиваем работу", - рассказала Елена Калабухова. По данным организаторов, Всероссийская акция "Музей для всех. День инклюзии" объединит музеи из 56 регионов страны, это более 200 музеев. Основные мероприятия и экскурсии пройдут 2 декабря, цель акции - привлечь внимание общества к тому, что каждый человек должен иметь возможность участвовать в культурной жизни наравне с другими.