Почему среди нынешней молодежи модно быть "социопатом", "асоциальным", проявлять "ненависть к людям" в виде постов о тщетности бытия?
Не знаю, насколько модно. Но "Отцы и дети" Тургенева с нигилистом Базаровым и увлечённым его харизмой приятелем написаны в XIX веке; похоже, всякая такая "мода" тлеет себе более-менее постоянно. У меня предположение, что это одно из проявлений процесса личного развития. И у "кризиса трех лет" (который на самом деле в 2,5 плюс-минус полгода), и у "кризиса переходного возраста" одна причина и механизм. Чтобы перейти в самостоятельность, надо выйти из созависимости с родителями, из "слияния" с ними. Но как это - быть самостоятельным, иметь свои опоры, свои (а не родительские) ценности, свободу и ответственность за последствия использования свободы, - ни у малыша, ни у подростка очень часто или нет представления совсем, или и есть, но всё это пока малопонятно. И самый простой, очевидный и надёжный способ выйти из слияния в отдельность, из зависимости в самостоятельность и возможность строить отношения уже на этой, более зрелой основе, - через промежуточную стадию контрзависимости. Видеть не хочу, нюхать не хочу, пошли вы все))))) Когда такое черно-белое мышление и поведение сохраняются у взрослого, стоит поискать пограничное расстройство личности, или банальную "инфантильность", но для карапуза и для подростка (напомню, что "Подросток" Достоевского о вьюноше 21 года)) - просто вариант возрастной нормы. Почитайте знаменитое "семизвездие симптомов" по Выготскому про "кризис трёх лет: "1. негативизм - ребенок перестает делать то, что вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно вы (как взрослый) его об этом просите. Например, взрослый говорит: «Это платье – черное». А ребенок в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно – белое». В ответ: «Оно – черное». Здесь проявляется социальная тенденция - негативизм направлен против взрослого, который побуждает сейчас ребенка к тому или иному действию. 2. упрямство - малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Например: ребенка зовут со двора домой, но он отказывается. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался раннее, он и не идет. Мотив упрямства – ребенок связан своим первоначальным решением. Здесь проявляется тенденция личностного отношения к самому себе. 3. строптивость - выражается в детском недовольстве «да, ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь – тенденция направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных и сложившихся для ребенка до 3 лет. 4. своеволие - ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам. 5. протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными. 6. деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, - это та же тенденция к господству, деспотизму и власти. 7. обесценивание – ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться)". Ничего не напоминает?))) Ну и тут очень - я про возрастные кризисы - влияют два фактора. Прямо сильно. Первый - насколько малыша/подростка жёстко "строят". Когда в семье как можно раньше передают как можно больше свободы, учат предвидеть возможные положительные и отрицательные последствия его свободного выбора, дают столкнуться с реальными последствиями (не насмерть, но и без особой амортизации), реально уважают, обсуждают и слушают, - все шансы, что кризиса практически не будет, или в очень конструктивных формах. Второй - особенности характера, психотипа малыша/подростка. В семье может и всё быть в порядке, а побунтовать, потолкаться, поершиться - надо!) Ну, вот подросток в таком периоде вполне себе и может отзываться на ролевую модель взрослого психопата-"пограничника" и т.п.