Почему стоит перестать дурить будущих мам

Каким бы флером сакральности не были окутаны материнство и чудо рождения, слепая вера в «мама может все, что угодно» таит опасность и для женщин, и для их детей.

Почему стоит перестать дурить будущих мам
© depositphotos

Почему это вредит женщинам

Не секрет, что беременность, роды и воспитание ребенка зачастую представляются будущим мамам в гораздо более выгодном свете, чем есть на самом деле. В реальности же всю тяжесть и прелесть этих состояний каждая отдельно взятая женщина ощущает по-своему и лишь на том этапе, когда, грубо говоря, пути назад уже нет.

Разумеется, чаще всего все минусы быстро забываются, и обретенное желанное счастье быть родителем затмевает пережитое. Но очень часто несоответствие желаемого и действительного наносят непоправимый удар и по психике, и по физическому здоровью роженицы.

В большинстве случаев идеальная схема не срабатывает. Беременность оказывается далеко не самым волшебным периодом в жизни, портится здоровье, роды были тяжелыми, а умение обращаться и ухаживать за ребенком не пришло само. И если экстренную помощь во многих ситуациях всегда могут оказать врачи, консультанты по грудному вскармливанию, нужная литература, родители и более опытные подруги, то с чувством того, что ты не справилась (или справилась хуже всех) с задачей, задуманной природой, женщине приходится бороться в одиночку. Поэтому так важно, чтобы женщины знали, к чему готовиться, и имели возможность предупредить как можно большее количество негативных последствий такого мощного испытания для всего организма.

Чем это опасно для детей

Здесь следует выделить два основных пункта, рассматривающих кардинально разные последствия, казалось бы, одного явления:

1. Уверенность матери и окружающих в том, что она всегда знает, как будет лучше ее ребенку.

Все мы понимаем, что нет никого ближе ребенку физически и духовно, чем родная мать. Так задумано. Несколько месяцев эти два человека были фактически одним целым, и абсурдно полагать, что это ничего уже не значит.

Но идеализация матери и вера в неубиваемый материнский инстинкт иногда может привести и к трагедии (например, если она вдруг решит лечить ребенка именно интуитивно, а не по советам врача). Негативные последствия могут нести в себе и любые с виду безобидные эксперименты над детьми, касающиеся воспитания, здоровья или образа жизни.

Всегда стоит помнить, что ребенок — это живой и сложный человеческий организм, и даже мама не может знать наверняка, все ли с ним в порядке в той или иной ситуации. Поэтому так полезно уметь в меру сомневаться в своей правоте и максимально трезво оценивать ситуацию. Например, лучшим вариантом при возникновении любых медицинских вопросов станет именно командная работа матери и специалиста — человека, который знает особенности конкретного ребенка, и человека, который знает пути решения возникшей проблемы.

Если же у вас возникают сомнения в правильности действий вашей знакомой или родственницы, и есть место угрозе здоровью (ментальному и физическому) или жизни ребенка, не стоит отмахиваться фразой «знает, как лучше» — в зависимости от ситуации, иногда вмешательство посторонних просто необходимо (чаще в неблагополучных семьях, когда не срабатывает принцип «какой никакой, но матери»).

2. Послеродовая депрессия и другие изменения в психике женщины после родов.

По уже описанным в начале статьи причинам, женщины, разбившиеся об идеальные ожидания, гораздо больше подвержены стрессу чем тот, кто «предупрежден и вооружен». Опасность развития сильнейшего комплекса неполноценности и послеродовой депрессии можно свести к минимуму, если женщина заранее будет знать, что все, что с ней происходит — нормально, и степень давления ожиданий , вскормленных образом матери-суперчеловека, снизится.

Вопреки романтизированному представлению, послеродовая депрессия является тяжелым и опасным заболеванием, и в том числе и ребенок оказывается не в безопасности, находясь иногда сутками один на один с переживающим такое испытание родителем — увы, уже далеко не в теории. Одинаково важны и моральная, и информационная поддержка женщин, особенно впервые переживающих опыт материнства.