22 декабря 2017, Letidor.ru

Как научить ребенка общаться с особенными детьми

Пять лет назад в России был взят курс на инклюзивное образование, и сегодня ребенок с синдромом Дауна или ДЦП может учиться в одном классе с обычными, условно нормативными детьми. Однако нередко эта инклюзия встречает сопротивление — подчас даже агрессивное — со стороны остальных учеников. Во многом это неприятие связано с тем, что дети просто не знают, как общаться с теми, кто хоть немного отличается от них самих: тема инаковости в обществе не то чтобы табуирована, но дискурс еще не оформился до конца, и родителям бывает сложно подобрать правильные слова. Как научить своего ребенка принимать других такими, какие они есть, и чему разные дети могут научить друг друга, рассказывает психолог и колумнист «Летидора» Ольга Маховская. Дети могут достаточно долго не замечать, что кто-то из их окружения чем-то выделяется — просто потому, что первые годы жизни их мир полностью эгоцентричен, и все люди делятся на тех, кто может быть полезен (с кем можно играть, кто может помочь, кто умеет то, что пока не умеют они), а кто нет. Поэтому примерно до 3-4 лет они просто не воспринимают индивидуальные — не имеющие пока для них основополагающего значения — особенности других людей. Ощущение значимости сверстника нарастает постепенно и формируется примерно к пяти годам. Кроме того, к этому времени постепенно оформляется определенный тип мышления, необходимый для понимания абстрактных понятий.
Показательны результаты социального эксперимента, который проводился в Москве и Воронеже несколько лет назад. Детям в возрасте от 4 до 6 лет показывали фотографии ребенка с особенностями развития, и ни один из участников эксперимента не мог сказать, чем тот отличается от них.
Это говорит о том, что изначальная установка у всех детей, независимо от интеллектуального потенциала и социального происхождения, максимально нейтральная, поэтому, подобрав правильные слова и обеспечив здоровую среду, легко можно воспитать в ребенке толерантность, эмпатию и способность сопереживать.
В 6 лет дети быстро усваивают новую информацию, поэтому здесь так важна роль родителей — именно от них зависит, как ребенок всю последующую жизнь будет относиться к особенным людям. Детям необходимо объяснить, что все люди разные, и у этого конкретного ребенка есть такая отличительная черта, но она ни в коем случае не делает его хуже — наоборот, она делает его особенным.
Полезно также обратить внимание, что не нужно относиться к человеку с чрезмерной жалостью и излишне опекать — достаточно просто немного помочь.
Лучше всего подобрать понятные и близкие ребенку примеры: «Помнишь, как ты недавно болел или не мог достать чашку с верхней полки? Ничего страшного же не случилось, ты не стал хуже от того, что тебе понадобилась помощь». Можно объяснить и на примере книг или мультфильмов, где есть особенные герои, причем необязательно люди, а любые персонажи, которые не вписываются в общепринятую картину мира, как в мультсериале «Банникула. Кролик-вампир». Он выходит по будням в 18:55 на Boomerang, а сюжет его строится вокруг приключений необычного кролика Банникулы: семья отказалась от него, заперла в подвале и предпочла забыть навсегда. Банникулу спасает маленькая девочка Мина, которую совсем не смущает, что кролик не похож на других — вместе со своими другими питомцами она принимает Банникулу в семью, а он, в свою очередь, учит их быть терпеливее и отзывчивее. Такое обращение к общечеловеческому стремлению помогать слабым не только позволяет постепенно формировать способность к сопереживанию, но и чрезвычайно укрепляет внутреннюю уверенность самого ребенка. Он обнаруживает, что сам становится сильнее и счастливее, когда поддерживает другого человека — это помогает преодолеть чувство детской беспомощности.
Кроме того, он будет знать, что, если с ним что-то произойдет, ему тоже протянут руку помощи, он не останется один. Подкрепляется базовое доверие к миру, и усиливается посыл «Тебе всегда помогут. Ты пришел в мир, чтобы быть счастливым». С детьми постарше можно применить другой подход — акцентировать внимание на том, что все люди интересны, прежде всего, своими желаниями, фантазиями и устремлениями, а не физическими или психологическими особенностями. Отлично сработают наглядные примеры из жизни — истории параолимпийских чемпионов, Альберта Эйнштейна или какого-то знакомого человека, который не опустил руки и добился успеха в жизни. Люди, у которых есть какие-либо ограничения, обычно очень творческие, созидающие, у них удивительно дерзкий полет фантазии — они в хорошем смысле слова обречены на эту дерзость. Прыгнуть выше головы — их закон выживания, поэтому им редко характерен низкий уровень притязаний. Они много читают, много знают и стремятся быть в эпицентре событий. И если человек в инвалидном кресле или слабослышащий мечтает полететь в космос или покорить Эверест — это может вдохновить обычного ребенка мыслить совсем другими категориями и произвести переоценку собственных возможностей: «Если мой друг не теряет надежды, почему тогда я мечтаю о чем-то малосущественном?».
В этом плане особенные дети могут сыграть роль позитивных провокаторов — тех, кто будет заряжать и потрясать своей энергией, не даст остановиться, будет стимулировать каждый день становиться в чем-то лучше.
Однако если ребенок отказывается общаться со сверстником, у которого есть особенности развития, нельзя в ультимативном порядке навязывать ему эту дружбу. Насильно мил не будешь, дружба — живой процесс, подчиняющийся законам симпатии. Но стоит убедиться, что ребенок отталкивает другого не потому, что тот не такой как все, а потому что, например, ему просто скучно, у них разные интересы. Если же такое сопротивление продиктовано именно открытым нежеланием общаться с «каким-то не таким» сверстником, ругать бессмысленно — это вызовет противоположную реакцию.
Лучше просто сказать:
«Я понимаю, тебе не хочется общаться с ним, но я как взрослый человек не могу оставить его одного. Я сочувствую таким детям, он мне симпатичен».
При этом, конечно, сам взрослый должен не бояться этой темы, всегда показывать все на своем примере: в семье могут звучать вопросы «Как дела у твоего одноклассника?», «Не хочешь пригласить своего друга в гости?» и так далее. Нужно самим проявлять интерес, чтобы он мог передаться ребенку. Ольга Маховская — психолог-исследователь, кандидат наук, сотрудник Института психологии РАН и ВГИКа. В рамках международных научных программ России, Франции, США проводит различные исследования и читает лекции по всему миру. Являлась директором по содержанию телевизионного образовательного проекта «Улица Сезам» в России, проводила международные круглые столы в Париже, Москве, Сиэтле, вела собственную программу для родителей. Ольга Маховская часто выступает на телевидении, радио, площадках тренинговых компаний. Автор бестселлеров для родителей «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить?», «Как воспитать ребенка в мире без границ», «Позитивное воспитание», «Думай как ребенок. Поступай как взрослый», «Тайны предметного мира ребенка», «100 ошибок родителей, которых легко избежать» и других. Они переведены на разные языки мира. Фото: Shutterstock.com
Альберт Эйнштейн Ольга Маховская РАН Дети
Оставить комментарий

Главное по темам

Почему мамы не хотят отдавать детей в детский сад

12:33

Что нужно сказать маме после родов

12:11

7 эффективных способов не срываться на своих детей

09:19

12 способов занять детей наукой, не выходя из дома

08:31

Бабушка или няня: развенчиваем 4 мифа

Вчера, 17:20

Видеоновости

Статьи

Дизайнеры порвали Штаты в лоскуты

Американская мода больше не может быть скучной

Умер «целитель» с голосами в голове

Ушел из жизни знаменитый в 1990-е годы «целитель» Аллан Чумак

«Чем чуднее, тем моднее»: как мода стала некрасивой

Почему модники оскорбляют хороший вкус и когда это кончится

«Проиграешь — перестану любить»

Современные дети живут в условиях если не материального изобилия, то уж точно достатка.

Россияне уходят от алиментов

Доля разводов последние годы стабильно превышает половину от заключенных браков. Так, если сопоставить данные Росстата, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков (заключено всего 985 тыс. браков…

Фоторепортажи