BeautyHack.ru 11 января 2018

Анастасия Постригай — как привить ребенку любовь к искусству?

Фото: BeautyHack.ru
Молодая мама, супруга олимпийского чемпиона по гребле Юрия Постригай, искусствовед и создательница Школы популярного искусства Op Pop Art Анастасия Постригай (@op_pop_art) рассказала, какие приемы помогут пробудить интерес ребенка к искусству, и почему взрослым не менее важно в нем разбираться.
Я хорошо помню время, когда впервые захотела изучать искусствоведение, — это был 7 класс. Моя мама на это сильно повлияла — она работала парикмахером, но всегда хотела быть в искусстве и не могла реализовать свою мечту. Поэтому я с детства ходила по музеям, за что очень благодарна. Потом мама отвела меня учиться в Оружейную палату — там было что-то вроде кружка юных искусствоведов. Училась я там три года — уже тогда, хоть и не осознанно, я понимала, что мне это интересно. А в 7 классе у нас появился предмет «История искусства», и в этот момент я приняла решение посвятить свою жизнь искусству.
Лично я всегда тянулась к живописи, потому что архитектура — это такой вид искусства, который требует определенного образа мышления. Тут как с врачами: кто-то идет в психологию, кто-то — в гинекологию. Хотя я восемь лет своей жизни посвятила антиквариату и даже диплом написала по прикладному искусству. Когда работала в антикварном бизнесе, очень сильно страдала из-за того, что не реализовываю свою миссию, а несу искусство ограниченному количеству людей. Мне всегда хотелось масштаба.
Когда родился сын, у меня был информационный вакуум, и я поняла, что могу транслировать свою любовь к искусству, используя Instagram. Это единственное, что было мне доступно, потому что телефон — это продолжение руки, которое позволяет достучаться до людей. Я начала писать небольшие заметки, а в результате получилась большая Школа — Op Pop Art.
Важно ли взрослым интересоваться искусством?
Про Школу популярного искусства я могу рассказывать вечно — она мне как ребенок. Сначала я запустила проект «Как быстро и легко научиться разбираться в искусстве» — это было 40-минутное видео с «вкусными» приложениями, которые очень радушно восприняла аудитория. «Вкусные» — потому что они по начинке очень интересные, к тому же, я люблю, чтобы по дизайну все было красиво оформлено. После этого мы запустили трехмесячные онлайн-школы — люди были готовы посвятить три месяца своей жизни обучению искусству.
Я не люблю нерационально использовать время, поэтому для меня важно было создать онлайн-формат, чтобы человек никуда не ехал, а просто включал компьютер, когда удобно, смотрел, ставил на паузу, если случится перегруз информации и так далее.
В общем, в курсы я включила все то, чего мне не хватало в университете, и добавила свое видение. А видение заключается в том, что любую информацию нужно преподносить интересно и доступно, потому что если это будет «бубнеж» и искусствоведческий трехэтажный язык, то это будет просто скучно.
Сейчас у нас есть три онлайн-школы по русскому, европейскому и современному искусству, большое количество коротких видео-курсов по барокко, арт-деко, готике, по живописи, архитектуре. А еще у нас есть академия — это годовой курс для тех, кто хочет еще глубже изучить эту сферу, но не имеет возможность поступить в университет. Есть огромное количество курсов для детей и родителей — просто «мамская» тема меня не отпускает.
Есть и проект, который я называю «вишенкой на торте» — Институт Благородных Девиц. Мы там не учим качать попу и ухаживать за собой — за шесть недель у нас девушки прокачивают свои знания в таких сферах, как театр, кино, живопись, музыка, архитектура и мода. Все приходят с разной целью: это и женщины, которые хотят избавиться от семейной или рабочей рутины, и те, кто хочет выйти замуж и преобразиться внутренне.
Благодаря этим знаниям у них происходит внутреннее обновление, они сами начинают меняться — становятся более уверенными в себе, многогранными, перестают зацикливаться на проблемах. Мы выбираем какую-то тему — например, «Начало ХХ века в России» или «Оттепель», я читаю свою видео-лекцию и материалы для дальнейшего развития (что почитать и посмотреть, чтобы стать в этой сфере экспертом), а затем даю сложное творческое домашнее задание. Изучение искусства помогает и выйти из зоны комфорта, мы ведь учим не просто разбираться в разных направлениях, но и рассказываем, как систематизированно укладывать информацию в голову.
Как заставить ребенка интересоваться искусством?
Для чего нужно изучать искусство с ребенком? Не для того, чтобы он стал звездой вашей компании, — вы его поставили на стул, а он вам рассказал, что вот Ван Гог, а вот Суриков. А для того, чтобы его образ мышления был иным, нежели у его сверстников. Добивается успеха тот, кто мыслит креативно и нестандартно.
Вовлечь детей в этот процесс можно только за счет игры, потому что для ребенка игровая деятельность стоит на первом месте. Можно хоть 25 раз объяснять, для чего это нужно и как это в будущем ему поможет, насильно заставлять учить имена художников, тащить в музей с экскурсией, — все будет бесполезно.
Приемов может быть много — можно, например, нарисовать с ребенком план квартиры, чтобы он мог соотносить то, что он видит вживую и то, что нарисовано. Это помогает развить пространственное мышление. Можно взять какую-нибудь картину и предложить ребенку мысленно в нее «войти». Для этого приема отлично подойдут произведения с какими-нибудь героями — попросите ребенка представить себя на месте одного из персонажей и придумать, что было до этого момента, который изображен на картине, что будет после.
Можно в домашних условиях изучать простые геометрические фигуры — шар, куб, ромб и так далее, а потом начать придумывать невероятную архитектуру. Я замечаю, что у моего сына Миши есть особая склонность к этой сфере, и я, с одной стороны, понимаю, что это Богом заложено, а с другой стороны, я в него вкладывала этот интерес с самого рождения. И у него очень нестандартный подход к решению архитектурных форм — такие строит конструкции, что, кажется, не будут держаться, но нет.
Тут главное, не ограничивать ребенка какими-то рамками — например, не навязывать, что дом должен быть именно таким, каким мы привыкли его видеть. Тогда дети начинают мыслить нестандартно и «креативить» — и это хорошо развивает мозг. Потому что нет ограничений, есть только возможности и инструменты, которые вы предлагаете.
Иногда маме нужно просто не влезать и не мешать ребенку творить.
В моей Школе есть приложение «100 картин для детей» — это подборка для разных возрастов, ведь у всех свои особенности. Малышам, например, интересно видеть на картинах те предметы, которые они знают. Недавно мы с семьей были в Загребе — посетили много музеев и посмотрели коллекцию образов Мадонны с младенцем. Мише было безумно интересно разглядывать эти эмоции и взаимоотношения мамы и ребенка. Он долгое время был на грудном вскармливании, а сейчас ему уже 4 года — уже мужчина взрослый, но тема женской груди его все еще сильно его волнует, потому что он видит в ней объект питания. Он стал всматриваться в картины и понимать, что в них можно разглядеть частицы привычной ему жизни.
Главное, понять, что заинтересует вашего ребенка. С малышами можно изучать формы и фигуры, а если ребенок начинает разбираться в понятиях «съедобное-несъедобное», то можно обратить внимание на натюрморты. Мой сын впервые увидел церковь на картине Кустодиева «Купчиха», а потом мы как-то ехали в машине, и Миша кричит: «Мама, смотри, церковь!» Очень много можно вложить в ребенка именно с помощью картин.
С какого возраста стоит прививать любовь ребенка к искусству?
Я не верю в перинатальную практику, когда девушки, будучи в положении, смотрят картины и надеются, что это отразится на ребенке. Мне это кажется псевдонаукой. А вообще, любовь к искусству можно закладывать с самого рождения, но опять же, не стоит ждать, что ребенок сразу же духовно обогатится или испытает внутреннюю любовь к живописи — нет. Просто маме нужно с ним о чем-нибудь разговаривать. Кто-то с ребенком на руках стоит у окошка и рассказывает, как собачка побежала, как красная машина проехала, как дядя прошел. А можно расклеить по квартире картины с собачками, кошками, яблоками и просто рассказывать, что на каждой из них происходит. Тут и мама прокачивает свое видение прекрасного, и с ребенком есть повод поговорить. Это идеальный сценарий общения до года.
А уже потом, когда книги и различные бумажки перестают вызывать у вашего ребенка гастрономический интерес, можно предлагать ему разные книги по искусству. Сейчас выходит много интересных вариантов — например, нам с Мишей очень нравится «10 картин и красный мяч». Там есть окошки, через которые видно красный мяч, а когда открываешь страницу, то это оказывается, например, чьим-то глазом или женской грудью на картине Шагала «Акробатка». Ребенок листает книгу, и на каждой странице его ждет сюрприз. Есть и книжки с определенным мануалом для мамы: на что посмотреть, сколько попугайчиков посчитать на картинке, какие вопросы наводящие задать.
Для детей постарше подойдут и художественные книги — например, наша любимая про Джоконду. В ней отличные иллюстрации, благодаря которым Миша знает, что такое Флоренция, что такое Италия и кто такая Джоконда. Недавно муж уезжал на спортивные сборы в Италию, и Миша говорит: «О, ты едешь туда, где была моя любимая Джоконда!»
Так у него появились ассоциации, а это очень важно не только в отношении детей и искусства, но и просто в жизни — нужно, чтобы у всего была своя история.
Осознанное восприятие детьми искусства начинается с 2,5 — 3-х лет. Но взять ребенка в музей можно и раньше — я всегда за то, чтобы мамы брали детей с собой. По причине того, что довольная и счастливая мама — значит, довольный и счастливый ребенок. Если мама ограничивает себя, а ей хочется культурно обогащаться, то это очень печальная история. Ребенку даже в два года можно показывать картины в музеи и говорить, что на них изображено, — он все это поймет и осознает. Правда, потом с ним придется идти еще раз. А если вы хотите, чтобы впечатления и воспоминания остались на всю жизнь, водите детей по музеям после трех лет.
Куда можно сходить с ребенком, чтобы он заинтересовался искусством?
Всем, кто живет в Москве, рекомендую сходить в Пушкинский музей. Для ребенка — это самый приятный для похода музей, самый интересный и самый доступный. Потому что там огромное количество скульптур и итальянский дворик, где стоит Давид, там же рыцари и всадники, элементы архитектуры. Можно посмотреть живопись, а если ребенок устал, то его можно перефокусировать: пойти в греческий дворик, например. На любой возраст найдется что-нибудь интересное. Для меня Пушкинский музей — это место, которое с детства ассоциируется с радостной встречей с искусством.
Третьяковская галерея тоже подойдет, но там предлагают такой формат, который может утомить. Потому что как же это — не посмотреть Шишкина, не взглянуть на богатырей, не изучить древнерусское искусство? В итоге, это не поход в музей, а настоящий фитнес, который для ребенка в большинстве случаев не очень полезен.
Есть еще одно место — не очень популярное, но я всегда его всем рекомендую. Это особняк Рябушинского. Заведение работает по очень странному графику, который надо уточнять, и числится, как музей-квартира имени Горького. Там он провел последние годы своей жизни, а изначально особняк был построен для купцов Рябушинских лучшим архитектором русского модерна Шехтелем. Дом интересен и для осмотра снаружи, но внутри он не похож ни на одно здание Москвы — если подключить игровой элемент, любой ребенок будет очень заинтересован.
Модерн — это тот стиль в искусстве, который черпал вдохновение в природе. Когда заходишь в особняк Рябушинского, такое ощущение, что находишься внутри живого организма. Главное, ребенка «разогреть», — например, сказать, что мы идем в домик улитки, а потом поставить его в вестибюле этого здания. Вот лестница из мрамора, напоминающая волну, — это осьминог, рядом саламандры завернулись в клубок, а на паркете рисунок такой, будто это отлив морской волны.
По потолку ползут маленькие улиточки, нет никаких прямых углов, — мне всегда кажется, что все вокруг сейчас начнет двигаться.
Еще один плюс — там всегда мало людей, то есть, можно полностью погрузиться в атмосферу. Для ребенка это будет непередаваемое ощущение, он будет медленно разглядывать каждую деталь — от экстерьера до дверных ручек. Кстати, дверные ручки сделаны в виде водорослей, и с ребенком можно все это потрогать, — по крайней мере, пока не подойдут «цикующие» бабушки.
Потом обязательно спросите, каких животных ребенок нашел, какие растения увидел. Это путешествие займет буквально пятьдесят минут, но ребенок не устанет и выйдет оттуда другим, а потом всю эту красоту будет видеть в природе.
Нужно ли современное искусство детям?
На эту сложную тему я общалась с психологом Ларисой Сурковой — она как раз выступает экспертом в моем курсе «Как говорить с детьми об искусстве». Лариса высказала свою точку зрения, что не рекомендуется показывать детям абстрактную живопись до 10 лет. Потому что он не может сопоставить это с теми образами, которые ему понятны и известны. Они могут застрять в его психике и даже напугать, особенно, если это не супер-позитивная абстракция, а что-то очень сумрачное и экспрессивное. Ребенку могут потом сниться кошмары.
Я с ней согласилась, но это было два с половиной года назад. Сейчас у меня уже достаточно опыта, чтобы сформулировать свою собственную точку зрения. Я ни разу не слышала от мам, что ребенок посмотрел абстракцию и начал плакать. Мне кажется, не надо показывать жесткий экспрессионизм (но это сложно причислить к современному искусству), просто то, что вызывает негативные ощущения и осадок у взрослого, и ребенку вряд ли понравится. А если фильтровать, то современное искусство гораздо лучше воспринимается детьми, чем взрослыми.
У ребенка нет ограничений и штампов вроде «я так тоже могу нарисовать» или «почему это произведение стоит 25 миллионов долларов». Они свободны и могут высказать такие интерпретации, что взрослые будут стоять и у них учиться. Я — за то, чтобы показывать детям современное искусство.
Чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не отбить любовь ребенка к искусству?
Большая ошибка — организованные походы в музеи всем классом. Ну, вот честно. Особенно, если это в первый раз: все, что ждет ребенка — это толпа людей и скучный экскурсовод. Сколько раз я слышала от взрослых людей, что они не любят ходить в музей, потому что это скучно. Да потому что их первая встреча с музеем была именно такая — а потом создается психологический якорь.
Если вы хотите, чтобы вашим детям было интересно, то узнайте, что это за экскурсовод. А еще лучше — ходите с ним вместе с проверенным экскурсоводом. Вы не поверите, есть такие профессионалы, что дети садятся на пол и слушают с открытым ртом. Один раз я видела, что у картины Левитана детки сидели на полу, а экскурсовод так интересно говорил, что мы с мамой сами встали и слушали вместе с пятилетками.
И без насилия: если ребенок не хочет идти в музей, то ни в коем случае не надо.
А если вы все-таки отправились изучать искусство, то обязательно зайдите в лавку при музее, купите что-нибудь интересное — магнитик, открыточку, чтобы у ребенка было что-то, что напоминало бы о проведенном там времени. А потом можно чем-нибудь вкусненьким перекусить. Миша, после того, как мы посмотрели картины с Мадоннами, в магазинчике при музее ничего интересного для себя не нашел, поэтому мы в ларьке напротив купили ему машинку. Теперь она у него ассоциируется с музеем, он прям так и говорит: «Мне эту машинку купили, потому что мне было интересно в музее». Вот такая логическая связь. И замечательно! В следующий раз, когда пойдем, будем делать на это ставку.
Интервью и текст: Анастасия Сперанская
Комментарии
Читайте также
Как превратить ребенка в неудачника гиперопекой
«Приляг и все пройдет»: россиянка о родах в Испании
1
«Сидеть с детьми несложно, но очень скучно»
7 фраз, которые нельзя говорить бездетным парам
2