11 января 2018, BeautyHack.ru

Анастасия Постригай — как привить ребенку любовь к искусству?

Молодая мама, супруга олимпийского чемпиона по гребле Юрия Постригай, искусствовед и создательница Школы популярного искусства Op Pop Art Анастасия Постригай (@op_pop_art) рассказала, какие приемы помогут пробудить интерес ребенка к искусству, и почему взрослым не менее важно в нем разбираться.
Я хорошо помню время, когда впервые захотела изучать искусствоведение, — это был 7 класс. Моя мама на это сильно повлияла — она работала парикмахером, но всегда хотела быть в искусстве и не могла реализовать свою мечту. Поэтому я с детства ходила по музеям, за что очень благодарна. Потом мама отвела меня учиться в Оружейную палату — там было что-то вроде кружка юных искусствоведов. Училась я там три года — уже тогда, хоть и не осознанно, я понимала, что мне это интересно. А в 7 классе у нас появился предмет «История искусства», и в этот момент я приняла решение посвятить свою жизнь искусству.
Лично я всегда тянулась к живописи, потому что архитектура — это такой вид искусства, который требует определенного образа мышления. Тут как с врачами: кто-то идет в психологию, кто-то — в гинекологию. Хотя я восемь лет своей жизни посвятила антиквариату и даже диплом написала по прикладному искусству. Когда работала в антикварном бизнесе, очень сильно страдала из-за того, что не реализовываю свою миссию, а несу искусство ограниченному количеству людей. Мне всегда хотелось масштаба.
Когда родился сын, у меня был информационный вакуум, и я поняла, что могу транслировать свою любовь к искусству, используя Instagram. Это единственное, что было мне доступно, потому что телефон — это продолжение руки, которое позволяет достучаться до людей. Я начала писать небольшие заметки, а в результате получилась большая Школа — Op Pop Art.
Важно ли взрослым интересоваться искусством?
Про Школу популярного искусства я могу рассказывать вечно — она мне как ребенок. Сначала я запустила проект «Как быстро и легко научиться разбираться в искусстве» — это было 40-минутное видео с «вкусными» приложениями, которые очень радушно восприняла аудитория. «Вкусные» — потому что они по начинке очень интересные, к тому же, я люблю, чтобы по дизайну все было красиво оформлено. После этого мы запустили трехмесячные онлайн-школы — люди были готовы посвятить три месяца своей жизни обучению искусству.
Я не люблю нерационально использовать время, поэтому для меня важно было создать онлайн-формат, чтобы человек никуда не ехал, а просто включал компьютер, когда удобно, смотрел, ставил на паузу, если случится перегруз информации и так далее.
В общем, в курсы я включила все то, чего мне не хватало в университете, и добавила свое видение. А видение заключается в том, что любую информацию нужно преподносить интересно и доступно, потому что если это будет «бубнеж» и искусствоведческий трехэтажный язык, то это будет просто скучно.
Сейчас у нас есть три онлайн-школы по русскому, европейскому и современному искусству, большое количество коротких видео-курсов по барокко, арт-деко, готике, по живописи, архитектуре. А еще у нас есть академия — это годовой курс для тех, кто хочет еще глубже изучить эту сферу, но не имеет возможность поступить в университет. Есть огромное количество курсов для детей и родителей — просто «мамская» тема меня не отпускает.
Есть и проект, который я называю «вишенкой на торте» — Институт Благородных Девиц. Мы там не учим качать попу и ухаживать за собой — за шесть недель у нас девушки прокачивают свои знания в таких сферах, как театр, кино, живопись, музыка, архитектура и мода. Все приходят с разной целью: это и женщины, которые хотят избавиться от семейной или рабочей рутины, и те, кто хочет выйти замуж и преобразиться внутренне.
Благодаря этим знаниям у них происходит внутреннее обновление, они сами начинают меняться — становятся более уверенными в себе, многогранными, перестают зацикливаться на проблемах. Мы выбираем какую-то тему — например, «Начало ХХ века в России» или «Оттепель», я читаю свою видео-лекцию и материалы для дальнейшего развития (что почитать и посмотреть, чтобы стать в этой сфере экспертом), а затем даю сложное творческое домашнее задание. Изучение искусства помогает и выйти из зоны комфорта, мы ведь учим не просто разбираться в разных направлениях, но и рассказываем, как систематизированно укладывать информацию в голову.
Как заставить ребенка интересоваться искусством?
Для чего нужно изучать искусство с ребенком? Не для того, чтобы он стал звездой вашей компании, — вы его поставили на стул, а он вам рассказал, что вот Ван Гог, а вот Суриков. А для того, чтобы его образ мышления был иным, нежели у его сверстников. Добивается успеха тот, кто мыслит креативно и нестандартно.
Вовлечь детей в этот процесс можно только за счет игры, потому что для ребенка игровая деятельность стоит на первом месте. Можно хоть 25 раз объяснять, для чего это нужно и как это в будущем ему поможет, насильно заставлять учить имена художников, тащить в музей с экскурсией, — все будет бесполезно.
Приемов может быть много — можно, например, нарисовать с ребенком план квартиры, чтобы он мог соотносить то, что он видит вживую и то, что нарисовано. Это помогает развить пространственное мышление. Можно взять какую-нибудь картину и предложить ребенку мысленно в нее «войти». Для этого приема отлично подойдут произведения с какими-нибудь героями — попросите ребенка представить себя на месте одного из персонажей и придумать, что было до этого момента, который изображен на картине, что будет после.
Можно в домашних условиях изучать простые геометрические фигуры — шар, куб, ромб и так далее, а потом начать придумывать невероятную архитектуру. Я замечаю, что у моего сына Миши есть особая склонность к этой сфере, и я, с одной стороны, понимаю, что это Богом заложено, а с другой стороны, я в него вкладывала этот интерес с самого рождения. И у него очень нестандартный подход к решению архитектурных форм — такие строит конструкции, что, кажется, не будут держаться, но нет.
Тут главное, не ограничивать ребенка какими-то рамками — например, не навязывать, что дом должен быть именно таким, каким мы привыкли его видеть. Тогда дети начинают мыслить нестандартно и «креативить» — и это хорошо развивает мозг. Потому что нет ограничений, есть только возможности и инструменты, которые вы предлагаете.
Иногда маме нужно просто не влезать и не мешать ребенку творить.
В моей Школе есть приложение «100 картин для детей» — это подборка для разных возрастов, ведь у всех свои особенности. Малышам, например, интересно видеть на картинах те предметы, которые они знают. Недавно мы с семьей были в Загребе — посетили много музеев и посмотрели коллекцию образов Мадонны с младенцем. Мише было безумно интересно разглядывать эти эмоции и взаимоотношения мамы и ребенка. Он долгое время был на грудном вскармливании, а сейчас ему уже 4 года — уже мужчина взрослый, но тема женской груди его все еще сильно его волнует, потому что он видит в ней объект питания. Он стал всматриваться в картины и понимать, что в них можно разглядеть частицы привычной ему жизни.
Главное, понять, что заинтересует вашего ребенка. С малышами можно изучать формы и фигуры, а если ребенок начинает разбираться в понятиях «съедобное-несъедобное», то можно обратить внимание на натюрморты. Мой сын впервые увидел церковь на картине Кустодиева «Купчиха», а потом мы как-то ехали в машине, и Миша кричит: «Мама, смотри, церковь!» Очень много можно вложить в ребенка именно с помощью картин.
С какого возраста стоит прививать любовь ребенка к искусству?
Я не верю в перинатальную практику, когда девушки, будучи в положении, смотрят картины и надеются, что это отразится на ребенке. Мне это кажется псевдонаукой. А вообще, любовь к искусству можно закладывать с самого рождения, но опять же, не стоит ждать, что ребенок сразу же духовно обогатится или испытает внутреннюю любовь к живописи — нет. Просто маме нужно с ним о чем-нибудь разговаривать. Кто-то с ребенком на руках стоит у окошка и рассказывает, как собачка побежала, как красная машина проехала, как дядя прошел. А можно расклеить по квартире картины с собачками, кошками, яблоками и просто рассказывать, что на каждой из них происходит. Тут и мама прокачивает свое видение прекрасного, и с ребенком есть повод поговорить. Это идеальный сценарий общения до года.
А уже потом, когда книги и различные бумажки перестают вызывать у вашего ребенка гастрономический интерес, можно предлагать ему разные книги по искусству. Сейчас выходит много интересных вариантов — например, нам с Мишей очень нравится «10 картин и красный мяч». Там есть окошки, через которые видно красный мяч, а когда открываешь страницу, то это оказывается, например, чьим-то глазом или женской грудью на картине Шагала «Акробатка». Ребенок листает книгу, и на каждой странице его ждет сюрприз. Есть и книжки с определенным мануалом для мамы: на что посмотреть, сколько попугайчиков посчитать на картинке, какие вопросы наводящие задать.
Для детей постарше подойдут и художественные книги — например, наша любимая про Джоконду. В ней отличные иллюстрации, благодаря которым Миша знает, что такое Флоренция, что такое Италия и кто такая Джоконда. Недавно муж уезжал на спортивные сборы в Италию, и Миша говорит: «О, ты едешь туда, где была моя любимая Джоконда!»
Так у него появились ассоциации, а это очень важно не только в отношении детей и искусства, но и просто в жизни — нужно, чтобы у всего была своя история.
Осознанное восприятие детьми искусства начинается с 2,5 — 3-х лет. Но взять ребенка в музей можно и раньше — я всегда за то, чтобы мамы брали детей с собой. По причине того, что довольная и счастливая мама — значит, довольный и счастливый ребенок. Если мама ограничивает себя, а ей хочется культурно обогащаться, то это очень печальная история. Ребенку даже в два года можно показывать картины в музеи и говорить, что на них изображено, — он все это поймет и осознает. Правда, потом с ним придется идти еще раз. А если вы хотите, чтобы впечатления и воспоминания остались на всю жизнь, водите детей по музеям после трех лет.
Куда можно сходить с ребенком, чтобы он заинтересовался искусством?
Всем, кто живет в Москве, рекомендую сходить в Пушкинский музей. Для ребенка — это самый приятный для похода музей, самый интересный и самый доступный. Потому что там огромное количество скульптур и итальянский дворик, где стоит Давид, там же рыцари и всадники, элементы архитектуры. Можно посмотреть живопись, а если ребенок устал, то его можно перефокусировать: пойти в греческий дворик, например. На любой возраст найдется что-нибудь интересное. Для меня Пушкинский музей — это место, которое с детства ассоциируется с радостной встречей с искусством.
Третьяковская галерея тоже подойдет, но там предлагают такой формат, который может утомить. Потому что как же это — не посмотреть Шишкина, не взглянуть на богатырей, не изучить древнерусское искусство? В итоге, это не поход в музей, а настоящий фитнес, который для ребенка в большинстве случаев не очень полезен.
Есть еще одно место — не очень популярное, но я всегда его всем рекомендую. Это особняк Рябушинского. Заведение работает по очень странному графику, который надо уточнять, и числится, как музей-квартира имени Горького. Там он провел последние годы своей жизни, а изначально особняк был построен для купцов Рябушинских лучшим архитектором русского модерна Шехтелем. Дом интересен и для осмотра снаружи, но внутри он не похож ни на одно здание Москвы — если подключить игровой элемент, любой ребенок будет очень заинтересован.
Модерн — это тот стиль в искусстве, который черпал вдохновение в природе. Когда заходишь в особняк Рябушинского, такое ощущение, что находишься внутри живого организма. Главное, ребенка «разогреть», — например, сказать, что мы идем в домик улитки, а потом поставить его в вестибюле этого здания. Вот лестница из мрамора, напоминающая волну, — это осьминог, рядом саламандры завернулись в клубок, а на паркете рисунок такой, будто это отлив морской волны.
По потолку ползут маленькие улиточки, нет никаких прямых углов, — мне всегда кажется, что все вокруг сейчас начнет двигаться.
Еще один плюс — там всегда мало людей, то есть, можно полностью погрузиться в атмосферу. Для ребенка это будет непередаваемое ощущение, он будет медленно разглядывать каждую деталь — от экстерьера до дверных ручек. Кстати, дверные ручки сделаны в виде водорослей, и с ребенком можно все это потрогать, — по крайней мере, пока не подойдут «цикующие» бабушки.
Потом обязательно спросите, каких животных ребенок нашел, какие растения увидел. Это путешествие займет буквально пятьдесят минут, но ребенок не устанет и выйдет оттуда другим, а потом всю эту красоту будет видеть в природе.
Нужно ли современное искусство детям?
На эту сложную тему я общалась с психологом Ларисой Сурковой — она как раз выступает экспертом в моем курсе «Как говорить с детьми об искусстве». Лариса высказала свою точку зрения, что не рекомендуется показывать детям абстрактную живопись до 10 лет. Потому что он не может сопоставить это с теми образами, которые ему понятны и известны. Они могут застрять в его психике и даже напугать, особенно, если это не супер-позитивная абстракция, а что-то очень сумрачное и экспрессивное. Ребенку могут потом сниться кошмары.
Я с ней согласилась, но это было два с половиной года назад. Сейчас у меня уже достаточно опыта, чтобы сформулировать свою собственную точку зрения. Я ни разу не слышала от мам, что ребенок посмотрел абстракцию и начал плакать. Мне кажется, не надо показывать жесткий экспрессионизм (но это сложно причислить к современному искусству), просто то, что вызывает негативные ощущения и осадок у взрослого, и ребенку вряд ли понравится. А если фильтровать, то современное искусство гораздо лучше воспринимается детьми, чем взрослыми.
У ребенка нет ограничений и штампов вроде «я так тоже могу нарисовать» или «почему это произведение стоит 25 миллионов долларов». Они свободны и могут высказать такие интерпретации, что взрослые будут стоять и у них учиться. Я — за то, чтобы показывать детям современное искусство.
Чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы не отбить любовь ребенка к искусству?
Большая ошибка — организованные походы в музеи всем классом. Ну, вот честно. Особенно, если это в первый раз: все, что ждет ребенка — это толпа людей и скучный экскурсовод. Сколько раз я слышала от взрослых людей, что они не любят ходить в музей, потому что это скучно. Да потому что их первая встреча с музеем была именно такая — а потом создается психологический якорь.
Если вы хотите, чтобы вашим детям было интересно, то узнайте, что это за экскурсовод. А еще лучше — ходите с ним вместе с проверенным экскурсоводом. Вы не поверите, есть такие профессионалы, что дети садятся на пол и слушают с открытым ртом. Один раз я видела, что у картины Левитана детки сидели на полу, а экскурсовод так интересно говорил, что мы с мамой сами встали и слушали вместе с пятилетками.
И без насилия: если ребенок не хочет идти в музей, то ни в коем случае не надо.
А если вы все-таки отправились изучать искусство, то обязательно зайдите в лавку при музее, купите что-нибудь интересное — магнитик, открыточку, чтобы у ребенка было что-то, что напоминало бы о проведенном там времени. А потом можно чем-нибудь вкусненьким перекусить. Миша, после того, как мы посмотрели картины с Мадоннами, в магазинчике при музее ничего интересного для себя не нашел, поэтому мы в ларьке напротив купили ему машинку. Теперь она у него ассоциируется с музеем, он прям так и говорит: «Мне эту машинку купили, потому что мне было интересно в музее». Вот такая логическая связь. И замечательно! В следующий раз, когда пойдем, будем делать на это ставку.
Интервью и текст: Анастасия Сперанская
Мадонна Анастасия Сперанская Дети
Оставить комментарий

Главное по темам

7 продуктов для малыша, которые сделают его умным

22:14

Что делать, если ребенок ворует

11:21

Как привить ребенку чувство стиля в одежде

08:32

Что дает отцовское воспитание

Вчера, 23:17

Как себя вести, если кто-то кричит на своего ребенка

Вчера, 23:15

Видеоновости

Статьи

Дизайнеры порвали Штаты в лоскуты

Американская мода больше не может быть скучной

Умер «целитель» с голосами в голове

Ушел из жизни знаменитый в 1990-е годы «целитель» Аллан Чумак

«Чем чуднее, тем моднее»: как мода стала некрасивой

Почему модники оскорбляют хороший вкус и когда это кончится

«Проиграешь — перестану любить»

Современные дети живут в условиях если не материального изобилия, то уж точно достатка.

Россияне уходят от алиментов

Доля разводов последние годы стабильно превышает половину от заключенных браков. Так, если сопоставить данные Росстата, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков (заключено всего 985 тыс. браков…

Фоторепортажи