Как себя вести, если кто-то кричит на своего ребенка

Согласитесь, бывают ситуации, когда не знаешь как поступить. Например, в автобусе ребенок хочет сесть, он устал, ноет и таким образом выводит маму из себя. А она в ответ начинает орать на сына, чтобы не мешал ей и остальным. Или на площадке папа очень жестко отчитывает своего ребенка за то, что тот не послушался, упал в грязь и испачкал штаны.

Как себя вести, если кто-то кричит на своего ребенка
© Tlum.ru

В таких случаях перед каждым встает вопрос — вмешиваться ли в процесс чужого воспитания или не надо? Промолчать или сказать родителю, что с ребенком можно и полегче?

Семейный психотерапевт Анна Варга на портале TheQuestion.ru прокомментрировала данную ситуацию и попыталась дать ответ. Редакция Tlum.Ru приводит ее слова.

«Это сложный вопрос. Стоит понимать: вы можете возмущаться, кидаться на этих людей с кулаками, публично осуждать их, но потом вы уйдете, а дети там останутся. И после вашего поступка им может стать только хуже, потому что родители или тот, кто совершает психологическое насилие, на них будет отыгрываться.

Поэтому, когда мы наблюдаем психологическое насилие в быту, самое главное — постараться снизить уровень тревоги в этой ситуации. Вот вы видите мать, орущую на ребенка. Говорить ей: «Ну что ж ты, дрянь, на детей орешь» — это плохая идея. У нее поднимется уровень тревоги и агрессии, вы уйдете, а ребенку потом достанется еще больше. Гораздо правильнее подойти и сказать: «Какой прекрасный у вас ребенок, какие у него умные глаза, как хорошо он себя ведет».

Ее надо смягчать, ей надо объяснять, что ребенок у нее прекрасный, и она сама прекрасная. Понимаете, люди совершают психологическое насилие, не потому что они сволочи, а потому что они сами тоже страдают. Часто психологический насильник сам в свое время был жертвой, и теперь он повторяет заложенный в нем сценарий. И это требует глубокой работы. Поэтому единственно, что может сделать посторонний человек, который наблюдает подобную ситуацию, это вступить в контакт в очень мягкой форме.

Но, в целом, боюсь, это бессмысленное дело. Потому что дальше непонятно, что делать. Если бы в России существовала какая-то социальная система помощи, то с таким родителем проводилась бы долгая работа с участием психологов, ему бы помогли — и ситуация в глобальном смысле наладилась.

Но у нас такой системы нет. И когда мы говорим о решении проблемы психологического насилия в семье, мы говорим про смягчение нравов в обществе в целом. А в нашем обществе это делать трудно, потому что оно депрессивное, тревожное и агрессивное. Причем особенно агрессивное в ситуации безнаказанности. Поэтому в каждой конкретной ситуации можно только смягчать обстановку, аккуратно завлекать на терапию, предложить жертве\насильнику обратиться за помощью.

Мы видим такие семьи везде — в метро, на улицах, в соседних квартирах. Если это ваши соседи, можно маму позвать к себе на чай и попытаться разбираться, что происходит в этой семье, предложить помощь. Вообще психологическое насилие — это прямое зеркало общества. Если женщина скажет: «Муж на меня орет», кто ее послушает? Орет — это у нас «не считается». Толерантность к насилию колоссальная, потому что мы — общество травмированных людей, предки которых были жертвами тяжелейшего социального насилия. Чтобы это изжить, нужно много поколений. И здесь мы становимся перед сложным выбором — надо ли пытаться что-то менять, если ты твердо уверен, что это бесполезно?".