Гендерные мифы, которым пора перестать верить
Если вы слышите словосочетание «настоящий мужчина», то с вероятностью 99,9% следующим словом будет глагол «должен» (то же самое относится и к «настоящим женщинам»). Мы решили узнать, откуда взялись самые популярные гендерные стереотипы, и выяснить, соответствуют ли они действительности (спойлер: нет).
Половое неравенство
Что говорят: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят», — пелось в популярной песне 60-х. И даже сейчас — спустя полвека — это утверждение воспринимается многими людьми как догма.
Как на самом деле: по данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 год, на 1 000 мужчин до 29 лет приходится 974 женщины в городах и 852 — в сельской местности. То есть получается, на девять девчонок по статистике всё-таки десять ребят. В городах соотношение мужчин и женщин выравнивается ближе к 35 годам, а в сельской местности — только после 40. В дальнейшем число женщин начинает превышать число мужчин. Однако критическим разрыв становится лишь к 70 годам, когда на 1 000 мужчин приходится уже 2 441 женщина. Кстати, в 1966 году, когда 33-летний Александр Колкер написал свой хит «Стоят девчонки», на «девять девчонок» приходилось «десять ребят» именно в его возрастной категории (около 35 лет).
Да, женщин в России больше, чем мужчин (и в США, и во Франции, и в Италии точно так же). Однако эта разница достигается за счёт пожилых людей. Среди молодёжи — вплоть до 30—35 лет — девушек меньше, чем мужчин.
Законы привлекательности
Что говорят: мужчина должен быть немногим привлекательнее обезьяны, а красота — это уже прерогатива женщин. Да и вообще, красивый муж — чужой муж.
Как на самом деле: независимо от пола физическая привлекательность — это, безусловно, преимущество. Социологи и психологи, проведя многочисленные эксперименты, пришли к следующим заключениям:
младенцы больше реагируют на привлекательные лица взрослых (Джудит Ланглуа, Жан Риттер, Лори Роггман, Лесли Вон — исследование 1987 года);
учителя считают красивых детей умнее их несимпатичных одноклассников (Вики Риттс, Майлз Паттерсон, Марк Таббс — исследование 1992 года);
красивых людей охотнее берут на работу, их зарплата в среднем на 12% выше, чем у менее привлекательных коллег (Дэниел Хамермеш и Джефф Биддл — исследование о влиянии красоты на рынок труда США и Канады, 1994 год); красивым людям охотнее помогают и в спорах с ними чаще соглашаются;
даже привлекательные преступники получают менее суровый приговор, чем их несимпатичные соучастники (вспомните недавнюю историю «самого красивого преступника» Джереми Микса, который, выйдя из тюрьмы досрочно, заключил контракт с модельным агентством).
Этот феномен психологи объясняют гало-эффектом: мы проецируем общее впечатление от человека на все его качества. Именно поэтому красивым людям мы подсознательно приписываем такие качества, как честность и порядочность. Более того, эффект гало распространяется не только на красивого индивида, но и на его окружение, то есть наличие в группе хотя бы одного красивого человека повышает привлекательность всей группы.
Биометрические показатели привлекательности не имеют никакого отношения к культурным клише. Красивое лицо — это симметричное лицо, соответствующее принципу «золотого сечения». Мужчинам же привлекательности добавляют высокий рост и развитая мускулатура.
Кодекс джентльмена
Что говорят: если мужчина — джентльмен, он платит за девушку. Всегда и везде.
Как на самом деле: так как до начала XX века в Великобритании женщине запрещалось иметь при себе деньги и свободно ими распоряжаться — этим занимался её муж, отец или брат, — то в общественных местах за неё всегда платил мужчина. Таким образом, подобное джентльменское поведение было продиктовано исключительно экономической зависимостью женщины.
Замужняя женщина не могла также владеть собственностью, которая доставалась мужу, а в случае развода не претендовала на равный раздел совместно нажитого имущества — оно в полном объёме переходило мужу. Но сейчас, в эпоху равных экономических свобод, действуют несколько иные правила.
Татьяна Белоусова, имидж-тренер, автор
Из книги «Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях»
— В современном мире принято, что мужчина оплачивает счёт в кафе, если он пришёл туда с возлюбленной или родственницей. Друзья, коллеги, партнёры — вне зависимости от пола — договариваются о способе оплаты заранее: 50 на 50; каждый платит сам за себя; один из участников в знак уважения оплачивает общий счёт самостоятельно (но ему не следует настаивать на этом). Между группами партнёров во время деловой встречи при паритетных условиях выбирают один из тех же трёх вариантов. Если во встрече была заинтересована одна из сторон, то уместным и логичным будет её предложение оплатить счёт. Допустимо разделить расходы пополам, если на этом настаивает другая сторона.
Совет для девушек
Если вы на свидании с человеком, который вам не нравится и с которым вы не планируете продолжать общение, оплатите свой счёт самостоятельно. Это обезопасит вас от дальнейших предложений и неприятных объяснений. Всё дело в так называемом правиле взаимного обмена. Когда один человек что-то даёт другому (например оплачивает ужин), он подсознательно считает, что другой человек теперь ему чем-то обязан (например продолжить общение). Самое интересное, что получатель тоже подсознательно считает себя обязанным (девушки в подобных ситуациях нередко чувствуют себя виноватыми). Правило взаимного обмена считается одним из самых сильных в социуме, а на людей, которые ему не подчиняется, общество часто вешает ярлыки «неблагодарный», «жадина» или «бессердечный». Так что лучше заплатить самой, чем потом кому-то что-то доказывать.
А вообще, чем меньше в вашей жизни стереотипов и мифов, тем больше в ней счастья.