«Мелочи из карманов» — где им место в квартире?
Как избавиться от раскиданных по всему дому ключей, монет и чрезвычайно важных бумажек.
Знакомая ситуация: любая свободная поверхность в доме быстро обрастает мелкими предметами разной степени необходимости, разобрать которые часто не доходят руки. В маленьких квартирах эта проблема стоит особенно остро, поскольку здесь сложно не замечать захламленные участки. Что с этим делать? Такой вопрос мы задали нашим экспертам — практикующим архитекторам, дизайнерам, декораторам — и собрали их советы в этом материале.
1. Нет — открытым горизонтальным поверхностям!
На стадии разработки проекта или подбора мебели с потенциальным скоплением «мелочей из карманов» нужно бороться радикально — просто не создавать им благоприятную среду обитания. «Можно придерживаться правила: чем меньше свободных открытых поверхностей, тем лучше. Каждая поверхность, на которой теоретически может задержаться безделица, должна быть функционально оправдана», — советует управляющий партнер сервиса ремонта Тимур Абдархманов.
«Когда устанавливают много полочек, стеллажей, есть открытые части шкафов, то всегда возникает желание их заполнить. Потом там очень неудобно поддерживать чистоту. Не всегда хватает времени на уборку и наведение порядка в расстановке любимых вещиц. Поэтому мой совет: создавайте как можно больше закрытых систем хранения. А лучше вообще выкроить место под встроенные гардеробные. Тогда ощущение простора вам обеспечено», — считает дизайнер Оксана Савчук.
«Чтобы не скрадывать пространство шкафами и ящиками, эти системы хранения нужно правильно располагать, прятать и декорировать. Например, зеркальные шкафы или шкафы до потолка в цвет стен хорошо справятся и с хранением, и с расширением пространства», — рассказывает дизайнер Макс Жуков.
Совет: Если совсем отказаться от «зон риска» не получается, используйте небольшую хитрость. «При проектировании необходимо предусмотреть открытые поверхности, куда удобно складывать мелочи, чтобы они не оказывались на самом виду. Например, выше уровня глаз или в менее освещенных зонах», — делится опытом дизайнер Мария Ватолина.
2. Да — тайным ящикам!
По мнению наших экспертов, продуманные встроенные системы хранения функциональнее и эстетичнее десяти шкафчиков, комодов и полочек, визуально загромождающих и без того небольшое пространство. И лучше потратить средства на них, чем на отдельные предметы. «Надо действовать по примеру японцев. В их квартирах внешний минимализм обманчив и скрывает много ниш с секретными полками для хранения нужных в быту предметов», — отмечает архитектор и дизайнер Александр Иванюшин.
«Системы хранения могут появится в самых неожиданных местах: консолях вокруг дверей, кроватей, скрытых шкафах в санузлах, подиумах», — говорит дизайнер Мария Алекаева.
Совет: «Если кажется, что закрытые шкафы слишком давят, сделайте фасады из матового полупрозрачного стекла или зеркала — это решение визуально облегчит мебель, как и светлые глянцевые фасады», — рекомендует дизайнер Анастасия Клочко.
3. Порядок — прежде всего
Не забывайте про органайзеры для ящиков, разделители и другие вещи, которые облегчат хранение внутри встроенных систем. Особенно если планируете хранить там мелочи. Благодаря органайзерам вещи не будут лежать кучей, в которой сложно что-то найти.
4. Мебель двойного назначения
В качестве аналога встроенной системы может выступать мебель «с карманами». Про чрезвычайно полезные ящики под кроватью (или внутри нее), ниши в подиумах и тому подобные решения традиционно вспоминают, когда речь заходит о хранении габаритных вещей (хотя такие системы могут помочь даже когда речь идет об игрушках).
Для хранения мелких вещей подойдут неглубокие выдвижные ящики в верхней части консолей — туда можно убрать ключи или другие предметы. Такую полку можно запланировать и во встроенном шкафу в прихожей. В стандартных наборах они часто именуются «полками для хранения украшений», но кто мешает класть туда ключи? Также пригодится журнальный столик с внутренними отделениями для хранения. И никаких свалок на поверхности!
Обратите внимание: «Совет скорее психологический, чем дизайнерский: приучите себя сразу все убирать на место. Какую бы необыкновенную и функциональную систему хранения вам ни предложат дизайнер или планировщик, она не будет эффективной, если вы не будете систематически соблюдать аккуратность», — напоминает глава Дома интерьерный решений Артем Лепешкин.
5. Структурируйте!
Существуют общие принципы «борьбы» с мелочами. «Главная стратегия хранения «мелочевки» — все должно быть структурировано, иначе захламления квартиры не избежать. Необходимо разработать систему сортировки мелких предметов по декоративным ящикам, корзинам, коробкам, папкам и т. д. Возможно, при грамотном подходе они даже станут изюминкой интерьера. Если с дизайнером этот вопрос не решился, то сейчас в интернете можно найти DIY-уроки о том, как удобно организовать хранение», — рассказывает архитектор Анна Лопаткина.
Совет: Коробки или корзины удобно использовать для хранения мелких игрушек и конструкторов, кремов в ванной, витаминов, приборов и кулинарных гаджетов вроде венчиков и лопаток в кухне и т. д. Набор путающихся под ногами мелочей можно найти в каждой комнате, независимо от ее размеров.
«Удобный вариант — хранение в банках с прикрученными снизу к полке крышками, это очень актуально в рабочей зоне кухни», — напоминает архитектор, дизайнер и иллюстратор Валентина Сусина.
6. Если ремонт не предвидится…
Если масштабный ремонт с организацией хранения пока не входит в планы, дополните имеющиеся в доме горизонтальные поверхности элементами, которые помогают упорядочить мелкие вещи. Скажем, коробки подойдут для стеллажей и шкафов, а для столов и верхней части комодов можно выбрать красивые вазы с широким горлом или подносы. Это тот случай, когда специализацию вещей можно и нужно менять.
«Когда на [журнальном столике] (http://www.houzz.ru/photos/kofeynye-i-zhurnalynye-stoliki) лежит множество разных вещей (пульты, салфетки, блокноты, ручки) — это смотрится неопрятно. Если те же самые предметы сложить в небольшую симпатичную корзину или коробку без крышки, которая по стилю подходит к интерьеру, вы получите элемент декора», — подчеркивает дизайнер Мария Зайцева.
Подносы или неглубокие корзины и коробки без крышек подходят не только для хранения мелочей или счетов и квитанций. Их можно использовать для группировки таких предметов, как вазы, солонки и перечницы, для содержимого мини-бара и др. И смотреться это будет аккуратнее, чем множество отдельно стоящих вещей.
7. Специализация хранения
«Нужно научиться сортировать вещи и хранить по отдельности. Особенно это касается небольших предметов, — говорит архитектор и дизайнер Евгений Климцов. — Организуйте разные места для хранения нескольких типов вещей. Пусть будет отдельный ящик или коробка для документов, отдельная коробка для проводов, для зарядных устройств и др. Когда у каждого типа вещей будет свое место, вы перестанете задумываться, что и куда убрать. Этот вопрос перестанет вас мучить, к тому же вы всегда будете знать, где и что найти».
Совет: Если вы выбирали непрозрачные системы хранения, коробки лучше подписать.
8. Главное — планирование
Сначала разбираем домашние склады — и только потом идем в магазин (или Интернет) за аксессуарами для хранения. Но не наоборот! Каким бы великим ни был соблазн накупить красивых ящичков. Сначала нужно определить количество и размер коробок, полок-вставок в шкафчики и т. д. Иначе вещи, призванные помочь, превратятся в мертвый груз и станут еще одной проблемой. Ведь выкидывать купленное будет, разумеется, очень жалко.
9. Держи вертикаль!
В маленьких помещениях во многих случаях палочкой-выручалочкой станут вертикальные органайзеры. «Для детской отличным решением будут шторы с кармашками, куда ребенок будет убирать свои игрушки», — приводит пример архитектор и художник Екатерина Проскурина.
Органайзеры (как и вешалку с крючками) можно также повесить на дверь, задействовав и эту вертикальную поверхность.
Больше идей по обустройству рабочего пространства вы можете прочитать здесь [Фотоохота: 75 идей по обустройству домашнего мини-офиса] (https://www.houzz.ru/ideabooks/61474041/list/fotoohota-75-idey-po-obustroystvu-domashnego-mini-ofisa)
Вертикальное размещение растений, цветов и зелени в интерьере выручает, когда не хватает горизонтальных поверхностей. И заодно обеспечивает эффектный декор стены.
Подвесной карман (можно прицепить прямо на крюк) либо небольшая полка даст возможность аккуратно хранить в одном месте счета, полезные буклеты, купоны, скидочные карты, которыми вы регулярно пользуетесь, и др.
Собирайте мелкие бумаги в одном месте. Приучите себя прикалывать записки, нужную рекламу, телефоны сантехника, детские рисунки и понравившиеся картинки к специальной доске. Этот же принцип подходит и для домашнего офиса: так вы избавитесь от горы мелких бумажек на столе.
10. Из проблемы — в декор
Небольшие аксессуары со временем превращаются в подобие свалки, в которой с трудом можно найти нужные предметы. Трансформируйте проблему в функциональную идею декора. «Была у меня заказчица с «зарослями» бижутерии. Мы все эти вещи развесили на красивых крючках по стенам, получился интересный декор», — делится опытом дизайнер Надежда Требухина.
«Можно использовать стены и вешать или выставлять милые сердцу мелочи в качестве арт-объектов, в рамах или без. И вам приятно, и гости будут знать о ваших увлечениях. А если эти мелочи часто используются, то они всегда будут под рукой», — рекомендует дизайнер Ирина Кудряшова. «Главное — чистота! Заросшая пылью ракушка с Мальдив не украсит ни один интерьер», — напоминает дизайнер Анна Давдиева. Совет: Если ваша коллекция велика, не выставляйте ее целиком, а используйте принцип ротации, периодически меняя «экспонаты». Даже большие музеи так делают.
11. Для ленивых
Если кажется, что рассортировывать мелочи и закупать коробки с органайзерами сейчас совсем некогда, можно пойти на небольшую хитрость. Отведите специальное место для мелочей (всего одно или по одному в комнате), например, мягкую корзину. А потом устраивайте там ревизию. «Можно выделить место для складирования. Все, что туда не помещается — лишнее», — советует дизайнер и скульптор Игорь Белов.
12. И напоследок — о главном
«Ракушки с борта надо счищать регулярно», — напоминает дизайнер Екатерина Илюхина. Какими бы продуманными ни были ваши системы хранения, их все равно нужно регулярно разбирать. Ведь мы склонны обрастать вещами и просто забывать что-то вовремя выбросить. Установите график и старайтесь его придерживаться.
«Проблема «зарастания» поверхностей находится в нас самих — в психотипе, характере и воспитании. Кому-то достаточно небольшой системы хранения, где все вещи будут лежать по полочкам и знать свое место. А кому-то и огромных стеллажей мало — в них будет беспорядок (и на всех горизонтальных поверхностях тоже), — отмечает дизайнер Анастасия Стасенюк. — Этот фактор стоит учитывать при проектировании интерьера. При возможности я прихожу в гости к хозяевам будущего интерьера и оцениваю обстановку обжитой квартиры. После такого «осмотра» можно избежать проблем в новом доме».
«Воспользуйтесь социальными сетями и продайте то, что продаваемо, отдайте на благотворительность то, что достойно быть подаренным. «На сдачу» устройте себе праздник (бокал вина, мороженое и т. п.) и поклянитесь никогда больше не покупать барахла — вы же homo sapiens», — подчеркивает дизайнер Мария Каткова.
Стратегии уборки и последующего приобретения новых вещей — тема для отдельного разговора. К счастью, сегодня есть различные системы для нажитого непосильным трудом добра: от разработанных именитыми дизайнерами до народных вариантов. Достаточно вспомнить приемы знаменитой японки Мари Кондо, а также систему организации домашнего хозяйства FlyLady, систему «трех корзин», переход на принцип «одну вещь принес — одну выкинул» и многие другие. Это же касается срока, по истечении которого стоит избавиться от неиспользуемой вещи (самые популярные варианты — от полугода до 3 лет). Просто попробуйте несколько вариантов и выберете тот, который подходит именно вам.
Фотографии систем хранения вы можете посмотреть [здесь] (https://www.houzz.ru/photos/22734673/interio-dg-sovremennyy-spalynya-moskva)