Дача семьи Мелик-Пашаевых в Тарусе
Город Таруса издавна был любимым местом русских художников, писателей и поэтов. Здесь в разное время жили Василий Поленов, Виктор Борисов-Мусатов, семья Цветаевых, Борис Пильняк, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина. Задачей архитектора Алексея Дунаева было воссоздать атмосферу настоящей русской дачи — и место обязывало, и фамилия новых владельцев дома.
О проекте
Место: Таруса, Калужская область
Размер: 170 кв.м, высота потолков — 3 метра
Кто здесь живет: Мария и Сергей Мелик-Пашаевы, главный редактор и учредитель издательства детской книги «Мелик-Пашаев»
Автор проекта: Алексей Дунаев, ПРОЕКТ905
Фото: Юрий Гришко © 2017 Houzz, ПРОЕКТ905
Ход работ: При реновации прежнего дома увеличили кухню, добавили второй санузел, а три маленькие спальни превратили в две комфортные. Также пристроили гостиную, крыльцо и добавили эркер, в котором разместилась столовая. Все новые части дома конструктивно не связаны с существовавшим до этого объемом: новые фундаменты заложили на расстоянии от старых. Конструкция новой части — легкий деревянный каркас. Старый объем дома был утеплен и вместе с новыми пристройками обшит лиственницей. Все работы удалось закончить за один летний сезон силами тарусских строителей. Гостиная с окнами в пол создает атмосферу традиционной русской [веранды] (https://www.houzz.ru/photos/veranda) и выходит в сад, что было главным пожеланием хозяев дома.
«Тарусу мы знаем давно, детство моего отца связано с этим местом. Здесь живет много наших друзей, но купить тут дом или землю довольно трудно. Считаю, что нам просто повезло. Так повелось, что здесь живут многие художники. В городке находится старая дача Василия Ватагина. До “Поленова” тоже рукой подать», — рассказывает Мария, хозяйка дома.
Таруса очень живописна и хороша тем, что ее не сильно застраивали. «Город довольно далеко от Москвы, и сам район не “новорусский”. Вся Таруса расположена на высоком берегу Оки, перерезана влажными оврагами и благоухает то сиренью, то липами, то жасмином. Во время прогулок по широким улицам можно наслаждаться видами. Здесь нет высоких заборов, все улицы дышат», — продолжает хозяйка.
Раньше домом владела семейная пара. «Все в нем было очень маленьким — комнатки, терраса — не было помещений, где ты мог бы вздохнуть, даже окна выходили не в сад, — вспоминает Мария. — Как ни странно, этот дом был довольно крепким, поэтому мы решили его достроить, а не перестраивать полностью».
Автор проекта реновации дачи — друг семьи, архитектор Алексей Дунаев «перфекционист и человек с хорошим вкусом. Я так говорю, потому что он совпадает с моим, конечно», — смеется хозяйка. — Алексей работает над проектом до того момента, пока сам не будет удовлетворен. Это очень ценно».
Хозяева вместе с архитектором решили, что из дома должен быть выход в сад — открытое пространство, где можно было бы сидеть за столиком и погружаться в творческую работу в окружении зеленой листвы. Нужна была и большая гостиная — место для отдыха взрослых и игр детей.
«Мы перепланировали все пространство дома, но малыми силами, в сравнении с новым строительством, — объясняет хозяйка. — Хотя перестройка — одно из самых тяжелых занятий, иногда это и дороже, и дольше, но я не люблю новые пространства. Предпочитаю, чтобы у вещей была история, чтобы стены ощущали людей. Пока вещь не обшарпается — мне скучно. Некоторые люди не любят старые вещи, потому что не знают, в каких руках они до этого были. А я считаю, что диван всегда можно переобить, шкаф — отреставрировать. Ведь когда предметы многое повидали, они говорят, а у меня воображение работает», — продолжает она.
К моменту переезда у хозяев уже был некоторый набор предметов, которые стали частью нового дома. Например, сундуки Мария приобрела у приятелей-американцев, которые уезжали из России. Картина — эскиз к портрету невестки, написанному художником Ватагиным. Набросок остался в мастерской, откуда Мария его и забрала.
«Меня приводит в восторг русское народное искусство, резьба, роспись на мебели. Люблю ездить в Измайлово в Москве. Торгуюсь, но делаю это ласково — как в игре, это целый ритуал, поэтому мне очень нравится на Востоке.
Где бы я ни была, первые точки, о которых узнаю — это рынки и антикварные лавки. Ведь кроме торговли в них происходит еще и общение — ты очень много узнаешь, потому что продавцы многое знают об истории вещей и рады этими знаниями делиться. Пока ходишь по рынку, столько интересных разговоров, споров наслушаешься. В общем, это моя стихия», — делится хозяйка.
На разных этажах дома собрана графика Мая Митурича, Николая Попова, живопись Ватагина, Лотовой, Маркевича, а также работы хозяйки дома (до начала своей редакторской деятельности она была художником-графиком, как и ее отец).
«Картины — это всегда и везде, пустые стены не могу выносить совсем. В доме собраны работы знакомых, друзей — что-то дарили, какие-то мы покупали. Сама я сейчас пишу редко, потому что сложно совмещать с издательской деятельностью», — откровенничает Мария.
Окна во всю стену просторной гостиной — решение архитектора. Идея была в том, чтобы не трогать ни одной стены в старом доме, пристроить легкую и оригинальную новую часть. Также было решено организовать в доме три выхода — основной, с торца, и из гостиной на террасу и дальше в сад.
Белый цвет для гостиной был выбран хозяевами вместе с архитектором. Помещение выходит на север, а света хотелось много. К тому же пол старой части дома был несколько выше, и дерево отличалось по цвету. На перепаде высот установили стеллаж, который разграничивает зону гостиной и столовой.
«К коврам я неравнодушна, они у меня есть всегда, как и картины. Ковер — это прежде всего огромный кусок орнамента, он объединяет все предметы. Даже если детали интерьера совсем не связаны между собой, ковер все может собрать в ансамбль. Иранские и персидские — это чаще всего мелкий орнамент, а я люблю крупный, как в Азербайджане и Туркмении. В этих коврах можно увидеть цвет, особенно если ковры старинные — в них использованы натуральные красители, которые дают очень благородные сочетания цветов», — рассказывает хозяйка.
Диван для гостиной перевезен из семейной художественной мастерской, а кресла найдены на антикварных рынках и отреставрированы.
«Вся деревенская мебель изумительно красива и сделана без гвоздей, это как маленькая скульптура. Я всегда покупаю те стулья, что покрашены еще старой краской, с натуральными красителями, сурик на ней выглядит совсем не так, как сейчас. К тому же все они простояли по 150 лет, тогда как новые разваливаются обычно через 15», — объясняет Мария.
Печка не используется хозяевами — из нее сделали стеллаж. Расписные куски прялок из разных областей служат декором. Буфет — одна из любимых находок хозяйки, в первую очередь из-за необычных геометрических узоров.
«Мне до сих пор непонятно, что пришло в голову автору росписи — это нечто удивительное! Для нашей страны характерен цветочный орнамент, а тут за сто, а то и больше лет до Малевича столь авангардные цвета и геометрия! Стекла в буфете — с пузырьками, ручной отливки. Я нашла этот предмет в каком-то антикварном и сразу купила», — смеется Мария.
Кухня была сохранена в существовавших в «старом» доме границах. На террасе семья устраивает летом посиделки с друзьями, что живут неподалеку. Одна часть террасы расположена под крышей, другая — на улице, поэтому завтракать и обедать всегда можно на воздухе.
«Раньше все боялись каркасного домостроения, потому что не было хороших экологичных утеплителей, сейчас можно строить красиво и не бояться холодов», — делится опытом Мария.
На втором этаже расположена детская и спальня хозяев. Небольшие комнаты обшиты деревом. Здесь, как и в гостиной, картины и ковры являются основными акцентами интерьера. «Рядом с нашим домом мы строим дом побольше — у нас большая семья, четыре поколения, и на даче жить хочется всем вместе», — рассказывает хозяйка.
Смотрите все фотографии этого дома в Тарусе [по ссылке] (https://www.houzz.ru/photos/80454764/dom-v-taruse-dlya-houzz-moskva)