Войти в почту

5 классных настольных игр, о которых вы вряд ли знаете

Логическое и стратегическое мышление в ребёнке можно развивать по-разному, но, согласитесь, всегда приятно делать это с помощью игры. «Мел» обратился к нашему постоянному (и популярному) автору Ксении Букше, чтобы она рассказала о нестандартных логических играх, в которые играют её дети и она сама.

1.Ётта

«Могучая игра в крошечной коробочке», — гласит аннотация. Название, конечно, неприличное, но про него быстро забываешь. А вот сама игра заразительная. Квадратные карточки четырёх цветов, на каждой — фигуры четырёх видов (крест, квадрат, треугольник, круг), на каждой фигуре — от одной до четырёх точек. Участники по очереди кладут карточки и строят ряды, в которых либо все признаки разные, либо все, кроме одного, совпадают. «Ётта» чем-то похожа на «Эрудит» и домино, но, во-первых, не такая «заезженная», а во-вторых, местами неожиданная — последние нередко становятся первыми (когда от фигурок и точечек уже начинает рябить в глазах). Однажды мне не везло всю игру, но на предпоследнем ходу я обогнала всех, заполучив 43 очка сразу (а это много).

2.Квиксо

В сущности, это крестики-нолики только с более сложными правилами. Поле, 25 кубиков, на них — крестики, нолики и пустые стороны. Вообще, я не очень люблю «промышленные» варианты тех игр, в которые можно играть и на коленке, но «Квиксо» — исключение, и сейчас поймёте почему. Цель игры — составить ряд или диагональ из пяти своих символов, переворачивая крайние кубики и (вот тут сюрприз!) сдвигая один из рядов. Старался-старался, хоп — и ситуация изменилась в пользу соперника. Играя с дошкольником, можно выставить не 25, а 16 кубиков по четыре ряда. Лично я люблю играть в «Квиксо» командами пара на пару, но такое количество участников у нас набирается редко (все стали такими домоседами, ужас).

3.Пилос

Из тех игр, которые просто приятно взять в руки. Игроки по очереди выкладывают на деревянное поле тёмные и светлые деревянные шары, постепенно выстраивая пирамиду из четырёх уровней. Кто ставит свой шарик на вершину пирамиды — тот и «царь горы». А если у кого-то шарики кончились раньше, тот проиграл. Очень медитативная игра, в которой игроки постоянно помогают друг другу. Элемента удачи нет, только стратегия. Самое главное в этой игре — не растерять шарики. Один раз мой сын проводил в своём классе маленький турнир по «Пилосу», и только чудом все шарики снова оказались на своих местах (а не в ведре со шваброй и не в чьём-то рюкзаке).

4.Коридор

У каждого игрока есть фишка и десяток маленьких стеночек, которые можно вставлять в специальные пазы на поле. Цель — делая один ход за раз, добраться до другого края доски. В свой ход можно либо шагнуть фишкой, либо поставить стеночку, мешая сопернику. В результате воздвижения стеночек получаются те самые «коридорчики», из которых игроки долго и трудно выбираются, — полностью загораживать проход запрещается. Весьма азартная игра, в которой постоянно мечешься между двух огней: подставить соперника или продвинуться самому (кстати, расскажите ребёнку, что так многие строят карьеру). Конец игры — «пешечные окончания» в шахматах, только попроще: коридоры выстроены, остаётся только двигаться вперёд. Кстати, если играть вчетвером — вообще чума!

5.Катамино

Есть поле и 12 фигурок, состоящие из пяти квадратов, которые соединены сторонами. Играть с этими фигурками можно как угодно: составлять квадраты и прямоугольники на поле — в одиночку или на скорость, используя разные сочетания фигур и разное их количество (в наборе — огромное количество заданий самой разной сложности). А можно выкладывать из «Катамино» геометрические рисунки, в том числе объёмные. Игра понравится юным и взрослым любителям геометрии. «Катамино» — не столько азартная игра, сколько в большей степени головоломка. Зато и проигрывать не так обидно: не додумался сегодня — может, получится завтра. Мой сын любил эту игру в свои 6-7 лет, а потом как-то поостыл, хотя далеко не все задания научился собирать. Что же касается меня, то мне «Катамино» напомнило популярный лет 20 назад объёмный «Тетрис» — с той принципиальной разницей, что фигурки не валятся тебе на голову каждую секунду, а ты успеваешь хорошенько подумать над следующим ходом.