Что делать, если вашего ребенка обижают в школе

Как бы странно это ни звучало, но дети бывают жестокими. Их психоэмоциональная сфера ещё не полностью развита, поэтому они часто просто неспособны поставить себя на место другого человека и оценить силу обидных слов.

>> Устройства, которые сделают жизнь удобнее

Проблема травли в детском коллективе не нова: вспомните нашумевший фильм Ролана Быкова «Чучело» по одноимённой книге Владимира Железникова. Главная вина здесь лежит на взрослых: на родителях, которые не сумели объяснить своим детям, что такое хорошо и что такое плохо, почему нельзя унижать человеческое достоинство и самоутверждаться за счёт других людей; на учителях, которые «проглядели» критический момент, а в результате ситуация вышла за рамки допустимого.

>> Как сохранить и исправить осанку

Пока один ученик стремится к лидерству любой ценой, другой может стать изгоем. Рассказываем, как распознать проблему и помочь своему ребёнку, если его стали обижать сверстники.

>> Вкусные альтернативы коровьему молоку

Кто в зоне риска?

Чаще всего мишенью для нападок становятся:

– «белые вороны» – дети, которые хоть в чём-то отличаются от средних показателей в классе;

– неуверенные в себе ребятишки – молчаливые, застенчивые, готовые терпеть любые оскорбления;

– те, кто слишком эмоционально реагирует на выпады в свой адрес – плачет, обижается, тут же жалуется учителю или лезет в драку;

– дети из неблагополучных семей – обычно они неаккуратно одеты, плохо учатся, опаздывают на занятия;

– отличники – агрессорам невыносимо видеть, что кто-то учится лучше них.

Тревожные сигналы

Чтобы не упустить критическую ситуацию, родителям следует быть в курсе всех жизненных перипетий своего чада. Фундамент доверительных отношений в семье закладывается с первых лет жизни ребёнка. Как правильно общаться с детьми, мы рассказали в статье, на которую нас вдохновила книга Юлии Гиппенрейтер.

Бывает, что ребёнок не рассказывает родителям о том, что его обижают в школе. Есть косвенные признаки, по которым внимательные взрослые могут заметить, что отношения с одноклассниками далеко не радужные. Насторожитесь, если:

– у сына или дочки резко испортился характер: стал раздражительным, грубым или апатичным, подавленным;

– ребёнок плохо спит, ест без аппетита;

– отказывается идти в школу, плачет или ссылается на то, что у него болит живот или голова (кстати, эти жалобы могут быть и не выдуманными, а реальными – если носят психосоматический характер) – ищет любой повод остаться дома;

– у ребёнка снижается успеваемость. Бывают и признаки физического насилия: следы побоев или травм, испорченные или пропавшие вещи.

Что делать родителям

Ни в коем случае нельзя оставлять ребёнка один на один с проблемой. Для начала нужно выяснить суть конфликта. Возможно, ребёнок сам провоцирует агрессию (обижает других, сам того не замечая) – в таком случае объясните, как правильно себя вести в коллективе:

– не давать волю слезам в присутствии одноклассников. Конечно, поплакать можно, это снимает стресс, но делать это нужно дома;

– лучше всего вести себя спокойно и с достоинством, а на обидчиков реагировать с юмором;

– если игнорировать нападки, они постепенно сойдут на нет: какой смысл дразнить того, кому это безразлично.

В то же время ребёнок не должен противопоставлять себя коллективу. Задача родителей – научить ребёнка жить в социуме, а не бороться с ним.

Объясните, что агрессоры по сути своей ущербны и закомплексованны. Уверенный в себе человек никогда не станет самоутверждаться, унижая кого-то другого. Такие нападки стоит воспринимать не панически, а с жалостью. Ребёнок может сказать агрессору: «Ты пытаешься меня обидеть, потому что сам боишься».

Помните, что не стоит полностью брать решение конфликта в свои руки: «разборки» с одноклассниками чада или с их родителями могут лишь усугубить ситуацию. Любые свои действия согласовывайте с ребёнком.

Если случай не единичный (травля имеет место не только в школе, но и во дворе или кружке, секции), обратитесь за консультацией к детскому психологу. Он поможет разобраться в причинах, по которым ребёнок как бы притягивает к себе агрессивное отношение сверстников.

Чем поможет школа

Перевестись в другую школу, конечно, можно, но это не выход из ситуации. Если ребёнок хотя бы раз попал в положение жертвы, нет гарантии, что и в новом коллективе конфликт не повторится. А вот обратиться к педагогу для выяснения обстановки в детском коллективе действительно стоит. Чем он может помочь?

– Провести классный час на тему детской жестокости. Ученикам начальной школы можно показать мультфильм «Гадкий утёнок», «Дамбо», учащимся средней школы – фильм «Чучело», «Чарли и шоколадная фабрика» и т.д. Педагог должен работать со всем классом, а не только с зачинщиком и жертвой. Его задача – помочь детям научиться проявлять себя не с позиции силы, а демонстрируя положительные качества.

– Наладить отношения в группе можно, организовав детский праздник. Или предложив необычные игры, во время которых дети смогут проявить себя в новом качестве, продемонстрировать свои лучшие навыки – это выровняет отношения между ребятами.

– Хорошо сближает совместная работа над каким-то проектом.

Если учитель не видит в сложившейся ситуации ничего особенного, разговаривайте с директором. В случае же физических травм обращайтесь в полицию.

Алина Алексанянц, детский и семейный психолог, психотерапевт: «Практически в каждом есть что-то, к чему можно прицепиться, над чем посмеяться: уши, нос, рост, полнота или худоба, особенности речи, поведения, увлечения и т.п. Это часто является поводом для злых шуток и насмешек в школе. Работа над собой – хорошее дело, но повод посмеяться при желании всегда найдётся. И как же остановить обидчиков? «Стоп» – простое и хорошее слово. «Стоп. Мне не нравится, что происходит». «Стоп, давай разберёмся». «Стоп, я не хочу в этом участвовать». «Стоп. Со мной так нельзя». «Стоп» – это граница, обозначающая, что другому надо остановиться в этот момент. Но не все реагируют на «стоп», и что тогда? Здесь помогает палитра разнообразных способов реагирования в конфликтных ситуациях. Делимся опытом, вместе вспоминаем фильмы, книги. Хорошо, если ребёнок будет понимать возможные последствия своей реакции: если я полезу в драку или дам сдачи, то…; если скажу «спасибо, что обратил внимание на мои уникальные уши», то…; если я проигнорирую, то… Тем самым у ребёнка будет возможность выбрать тот способ, который ему подходит в определённый момент, а не только тот, который ему советуют родители, исходя из своего опыта. Это хорошее вложение в копилку его уверенности в себе и адекватный выход из конфликтных ситуаций».

А что ещё?

Понаблюдайте за ребёнком – какие скрытые таланты в нём «спят»? Есть смысл записать его в соответствующую студию или спортивную секцию. Занятия в кружках отвлекут ребёнка от школьных проблем, среди единомышленников он почувствует себя свободнее, на одной волне с другими мальчиками и девочками. Спортивные же занятия позволят стать более уверенным, собранным и закалить характер (а значит, дать отпор обидчикам).

Кроме того, какие-то поводы для «наездов» можно нивелировать. У ребёнка проблемы с речью – обратитесь к логопеду. Излишне упитанный – последите за питанием, запишите его в бассейн. Плохая успеваемость – позанимайтесь с ребёнком сами или подумайте о репетиторе. Если причина конфликта – плохое материальное положение семьи, подключите педагога. Нужно объяснить детям, что гордиться стоит своими успехами в учёбе, а не дорогим рюкзаком или кроссовками, купленными на деньги взрослых.

Скорректируйте дома свои отношения с ребёнком. Хвалите его за любые успехи, не предъявляйте завышенные требования. Ребёнку сейчас особенно важна поддержка близких. Он должен чувствовать, что родные его любят безусловной любовью и принимают таким, какой он есть. В то же время учитывайте, что чрезмерная опека мешает научиться самостоятельности и ответственности за свои поступки. Воспитывайте у ребёнка настойчивость: он не должен опускать руки после первой же неудачи.

Проявите участие

Отношения в детском и подростковом коллективе – зона ответственности взрослых, вопрос правильного воспитания подрастающего поколения. Намного легче предотвратить конфликт, чем потом восстанавливать травмированные души обидчиков и жертвы. Главное здесь – не быть равнодушным.