Как выглядят «хрущевки» в Швеции

Кажется, что маленькие квартиры в пятиэтажках — исключительно российские реалии и только наш опыт. Но и в других странах есть подобные дома. Плоские и узкие, с линолеумом и узким коридором. Например, малогабаритные шведские пятиэтажки — родственники наших хрущевок.

Помню свое первое жилье в Стокгольме, в районе Bagarmassen в получасе езды от центра. Это был типичный для Швеции пятиэтажный дом с рыжей черепицей и клумбами вдоль фасада, благоухающим садом и беседкой для барбекю. Глядя на него, я сразу вспоминала российские дворики моего детства, с той разницей, что шведский, был немного более ухоженным и опрятным.

Подъезд радовал чистотой и порядком, одним нажатием кнопки включался свет, справа от входа висел щит с именами жильцов и номерами их квартир, с телефонами жилищного управления и коммунальных служб, куда следует звонить при необходимости.

Но очутившись первый раз в самой квартире, я испытала шок: крохотная прихожая, грязно-серые стены, потертый линолеум непонятного оттенка, узкий коридор, ведущий в комнаты, тесная кухня и такая же тесная ванная с душем. Комната, к счастью, была просторная, но обклеена обоями, которые так выцвели, что разобрать их настоящий цвет было невозможно. Вся эта серо-бурая гамма усугубила тесноту помещения, низкий потолок казался еще ниже, а сама квартира темнее, даже при наличии большого окна.

Прожив в Швеции несколько лет, я узнала, что о состоянии подъездов, фасадов, дворов и клумб заботятся жилищное управление и коммуна. Внутреннее состояние жилья зависит от инициативы владельцев. Та стокгольмская квартира напомнила мне советские хрущевки, и сходство это, как оказалось, не случайно.

Что же такое lamellhus?

Lamellhus («плоский дом») — так называют в Швеции прототипы советских хрущевок, строительство которых приходится на начало 1930 годов. Их идея была позаимствована шведскими архитекторами у основателей немецкого функционализма Вальтера Гропиуса и Бруно Таута. Их, наравне с Ле Корбюзье, считают родоначальниками европейского функционализма в архитектуре.

Если вспомнить, то идеей строительства дешевого социального жилья Хрущев тоже вдохновился у немцев и французов. Так что у наших и шведских домов один общий корень, вернее, один прародитель.

_Читайте также: перепланировка однокомнатной хрущевки_

Какими они были

Первые такие дома появились в черте старых районов Стокгольма. С появлением метро диапазон строительства увеличивался пропорционально растущему населению города, нуждающемуся в жилье.

Дома строились узкими ради естественного освещения (инсоляции), поступающего с двух сторон квартиры, поэтому их ширина варьировалась от 8 до 12 метров. По тем временам эти постройки в три-четыре этажа, по две квартиры на каждой лестничной клетке, считались многоквартирными. Дома строились под прямым углом к улице, с оштукатуренными фасадами, плоскими крышами, чаще без лифта, параллельно друг другу. Позже их адаптировали к местным условиям: сделали скаты крыш и украсили их черепицей, стали облицовывать фасады кирпичом. Поэтому часто эти дома называют smalhus («узкий дом»), как вариант lamellhus.

Начавшаяся Вторая мировая война замедлила жилищное строительство в Швеции, тем не менее в период с 1936-го по 1946 год только в Стокгольме построили 25 000 квартир (по тем временам это было внушительной цифрой). Lamellhus составили ядро шведского жилищного фонда (85%), они были хорошо приспособлены к местности и возводились с учетом минимального вмешательства в природу.

_Для маленького жилья: дизайн квартиры-студии_

Характерные черты

Как правило, это дома без чердака, с маленькими или французскими балконами, иногда без балконов, с центральным мусоропроводом, помещениями для хранения, прачечной, комнатой для сушки белья, часть фундамента обычно возвышалась над землей. Эти критерии легли в основу жилищного строительства Швеции на многие годы и укоренились в стране.

Вариант для многодетных

В середине 1930 годов правительство разработало программу для многодетных семей. В рамках которой семьи с тремя и более детьми получили льготное жилье. Чем больше было детей — тем ниже для семьи была квартплата, так как часть затрат оплачивалась государством. Поэтому строительство каркасных домов получило новый импульс, просто их приспособили для нужд многодетных семей. Это значит, что обустраивались дворы, детские площадки, специальные помещения для велосипедов и детских колясок. Такое социальное жилье получило название barnrikehus, что в буквальном переводе означает «дом, богатый детьми».

_Продолжение читайте здесь._