Личное и будущее: что выбирает женщина
Искусствоведа Ольгу Донскую на ее лекциях о моде начала XX века часто спрашивают, почему у первого модельера российского кинематографа и сцены, основоположницы советской моды Надежды Ламановой не было детей. В то время у женщин, решивших делать карьеру, не было другого выбора, общество считало, что они не смогут делить свое время между работой и семьей, что дети такой матери обречены на страдания, объясняет Донская.
Профессиональная жизнь Ламановой действительно кажется удивительно яркой – она была официальным поставщиком императорского двора, личным модельером легендарных российских актрис, затем – законодательницей мод в Советской республике. В 1925 году она, обойдя Коко Шанель, получила Гран-при международной выставки в Париже – за конструктивистские платья из вышитых полотенец. Но, несмотря на то что Ламанова два раза выходила замуж по любви, ее браки были осознанно бездетными. Жизненный путь она закончила окруженная не семьей, а коллегами.
Сегодня даже сама идея выбора между профессиональным и личным кажется дикой. «Это мы с мужем, а это наша дочка, мы любим море», – комментирует генеральный директор современного конгресс-центра в Копенгагене кадры со счастливой семьей в купальниках на фоне тропического моря. То, что эти фотографии демонстрируются на широком экране посреди презентации о преимуществах проведения деловых мероприятий в датской столице, удивляет, кажется, только участников из России. Успешные карьеристы в Дании стремятся подчеркнуть, что им удается сохранить равновесие между личной жизнью и работой. Поэтому, когда топ-менеджер компании приглашает бизнес-партнеров к себе домой, а его жена угощает их местным пивом и знакомит с детьми, это не демонстрация высшего уровня доверия, а обычный пункт деловой программы. «Вам показывают, что ваш потенциальный партнер не корпоративный андроид, не психопат-карьерист, а нормальный человек, хороший семьянин. Именно то, что в Дании уделяется много внимания соблюдению баланса между работой и личной жизнью, помогает жителям нашей страны который год подряд входить в число самых счастливых людей в мире», – объясняет представитель туристического офиса Дании Нина Серек.
Гибкое дело
С каждым годом совмещать роли хорошего семьянина и успешного профессионала становится проще – это подтверждает и западноевропейская статистика. Нынешний рабочий процесс разительно отличается от того, каким он был еще десять лет назад, указывают эксперты Bain & Co. Те дни, когда сотрудники обязаны были сидеть в офисе с 9.00 до 17.00 с понедельника по пятницу, прошли. Благодаря технологической революции выполнять свои рабочие обязанности можно в любое время и где угодно, подчеркивают они. Поэтому за последние десять лет число работающих матерей с несовершеннолетними детьми в США выросло на 6%.
Представители молодого поколения, так называемые миллениалы, ждут от работодателей еще большей гибкости в вопросах планирования рабочего времени, отмечает Мелани Сандерс, одна из авторов исследования «Век гибкости» Bain & Co.
Большинство молодых людей рассчитывает успешно сочетать карьеру с заботой о своих детях. Сегодня возможность работать по гибкому графику – один из факторов оценки компаний при сертификации в области гендерного равенства EDGE (Economic Dividends for Gender Equality), которую считают необходимым получить ведущие международные корпорации, рассказывает Юлия Новодережкина, менеджер по персоналу российского подразделения фармацевтической компании Pfizer, прошедшей такую оценку в 2015 году.
Примечательно и другое: исследование Bain также развенчивает миф о том, что женщины, считающие семью главной ценностью, менее амбициозны, чем убежденные карьеристки. Половина участниц исследования – независимо от опыта и социального статуса – заявила о желании работать по гибкому графику, чтобы уделять достаточно внимания заботе о детях. Это важно как для вчерашних выпускниц, так и для опытных руководителей, отмечает Сандерс. При этом у женщин, делающих такой выбор, даже больше желания занять лидерские позиции, чем у их коллег, ставящих работу на первое место.
«Мы полагали, что занятость матерей окажет влияние на возможность трудоустройства, но не думали, что это может повлиять на способности руководить» Кэтлин Макгинн, профессор Гарвардской школы бизнеса, автор исследования
Проведенный Bain & Сo опрос 1500 выпускников лучших школ бизнес-школ показал: для мужчин баланс между работой и личной жизнью не менее важен. Оказалось, что мужчины и женщины, получившие степень MBA, ставят одни и те же профессиональные цели: почти 70% из них намерены стать «самым большим начальником» и при этом оставить в своей жизни достаточно времени для семьи и увлечений, не связанных с работой. Им важна не только карьера, они хотят прожить насыщенную, богатую впечатлениями жизнь, заключают эксперты Bain.
Иначе говоря, если вы работаете, это не значит, что вы должны на весь день оставлять ребенка няне или пропускать его школьные утренники. Многие компании во всем мире готовы признать школьное собрание или вечернее чтение книг уважительной причиной для изменения рабочего графика.
Регулярные исследования показывают, что семья и друзья для сотрудников на первом месте, объясняет Оксана Белайчук, старший менеджер по связям с общественностью «Макдоналдс» в России и мама троих детей. Поэтому компания делает для мам с детьми больше, чем обязана по закону: работающие в «Макдоналдс» родители, независимо от должности и стажа, могут спланировать свое расписание по-настоящему индивидуально – чтобы успеть сходить на родительское собрание к старшему ребенку или на детский утренник к младшему, отвезти детей на кружки и дополнительные занятия, приготовить ужин или позаниматься с детьми, рассказывает Белайчук. В ресторане можно выбрать количество рабочих часов в неделю, зафиксировать рабочие и выходные дни, время начала работы. Родители, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, при желании могут работать на условиях сокращенной рабочей недели, в том числе дистанционно, отпуск по работе можно прерывать и возобновлять.
Экономика родительства
Работающие родители в Европе давно уже имеют право на длительный оплачиваемый отпуск по уходу за детьми и многие другие поблажки. Здесь родители – одна из самых экономически активных категорий потребителей.
В России же дети все еще считаются помехой работе, поэтому россиянки из-за раннего материнства менее активны экономически, чем их ровесницы из стран Европейского союза, – это показало исследование Высшей школы экономики.
Как и во многих странах, в России среди NEET-неактивных (от выражения Not in Employment, Education or Training – «не работают, не учатся и не заняты переподготовкой») больше женщин, но среди 20–24-летних россиянок доля таких особенно высока – 14,4% против 10,6% в ЕС, выяснили социологи. Россиянки раньше, чем их ровесницы из Европы, становятся матерями и превращаются в домохозяек, считают исследователи ВШЭ. По их мнению, происходит это из-за недостатка форм занятости, подходящих молодым родителям – со свободным графиком, дистанционной занятостью и т. д. Среди молодых мужчин в России уровень NEET-безработицы даже ниже, чем в странах ЕС: 8,2% и 11,6% соответственно.
В России общество все еще одобряет уход молодой матери с рынка труда, но только пока у нее есть родители, готовые обеспечивать семью. Как только женщина становится старшей в семье, ситуация меняется. Во многих регионах, особенно отдаленных от центра, женщины экономически куда более активны, чем мужчины. Например, на Северном Кавказе, отмечает гендерный исследователь, координатор программы «Гендерная демократия» фонда Генриха Бёлля Елена Костерина. В республиках Северокавказского федерального округа очень высокая безработица, и у женщины больше шансов найти работу, объясняла она изданию The Village: «Мужчина же на Северном Кавказе не будет работать продавцом, правильно? Не будет. Есть ценностный барьер, что мужчины должны работать на мужских, крутых работах. Это связано с кавказской маскулинностью, с представлением о том, что достойно мужчины, а что нет. У женщины на Северном Кавказе нет таких проблем. Надо полы мыть – пойдет полы мыть, надо на кассе сидеть, помидоры продавать – пойдет помидоры продавать. Плюс женщин-госслужащих там тоже больше: местные администрации, садики, банки, школы – везде работают женщины. Больницы, опять же».
Такая ситуация вкупе с традиционными представлениями о главенствующей роли мужчины в семье порождает постоянные конфликты: женщина зарабатывает деньги и получает упреки в том, что плохо выполняет домашние обязанности и мало заботится о детях.
Рабочая модель
Матери все еще испытывают чувство вины оттого, что делят время между работой и семьей. И, похоже, зря. Дочери работающих матерей даже более успешны, а сыновья – более заботливы, чем дети домохозяек, следует из исследования Гарвардской школы бизнеса (HBS), опубликованном в прошлом году. Анализируя данные, собранные в 24 странах с 2002 по 2012 год, исследователи пришли к выводу, что дочери работающих матерей имеют на 5% больше шансов найти работу, чем их ровесницы, чьи матери сидели дома. Разница кажется небольшой, но на деле она слишком значительна, чтобы считать ее статистической погрешностью.
Более показательно то, что треть дочек работающих матерей занимают руководящие должности против 25% дочерей, воспитанных матерями-домохозяйками, рассказывает Кэтлин Макгинн, профессор HBS и основной автор исследования. «Мы полагали, что занятость матерей окажет влияние на возможность трудоустройства, но не думали, что это может повлиять на способности руководить», – отмечает она. Наконец, выяснилось, что в США годовой доход дочерей работающих матерей на $5200 долларов выше, чем у дочерей домохозяек.
Работающие матери создают среду, которая влияет не только на девочек, но и на мальчиков, продолжает Макгинн. Оказалось, что в США сыновья из таких семей, повзрослев, проводят со своими детьми на семь с половиной часов в неделю больше, чем их сверстники из семей домохозяек. «Когда вы ходите на работу, вы помогаете детям понять, что это важно, и влияете не на их возможности, а на их поведение, чего вполне достаточно», – объясняет она.