Действительно ли счастье в деньгах?
СЕРГЕЙ ГУРИЕВ
Профессор Sciences Po, с сентября 2016 главный экономист Европейского банка реконструкции и развития
Счастье не только в деньгах, но и в деньгах тоже. Счастье зависит и от пола, и от возраста, и от семейного положения, и от количества детей, и от наличия работы, и от места проживания, и от образования, и от многих других факторов.
В нашем Transition Report 2016-17 “Transition for all: Equal opportunities in an unequal world” мы обсуждаем результаты удовлетворенности жизнью по данным только что завершенного опроса 51 тысячи домохозяйств в 34 странах Life in Transition Survey III. Как и в предыдущих исследованиях, оказывается, что женщины более счастливы, чем мужчины, более образованные люди более счастливы, чем менее образованные. С возрастом уровень счастья сначала снижается, а потом – после кризиса среднего возраста – растет. Брак – это хорошо, а развод – это плохо. Чем больше детей, тем лучше. Безработица – это огромный удар по удовлетворенности жизнью. Жители сельской местности счастливее горожан.
Что касается денег, вопрос не такой простой. Когда в начале 1970-х появились первые работы по соотношению дохода и счастья, был обнаружен так называемый “парадокс Истерлина”. Ричард Истерлин показал, что в достаточно богатой стране (США) дальнейший рост доходов не приводит к росту уровня счастью. Богатые американцы счастливее бедных. Но если доходы и тех, и других пропорционально увеличиваются, то удовлетворенность жизнью и тех, и других не меняется.
С тех пор было собрано много новых данных и проведено много исследований данного вопроса (например, Stevenson, Betsey, and Justin Wolfers (2008). "Economic Growth and Subjective Well-Being: Reassessing the Easterlin Paradox” в Brookings Papers on Economic Activity), которые показали, что на самом деле парадокс Истерлина не имеет места – по крайней мере до уровня доходов 70-80 тысяч долларов в год на душу населения, каждые дополнительные 10% роста дохода увеличивают уровень удовлетворенности жизнью на 0.04 балла по десятибалльной шкале (как правило, разброс ответов респондентов по десятибалльной шкале внутри каждой страны – это примерно 3-4 балла). Примерно такие же результаты получаются и в переходных экономиках – и в нашей работе Guriev, Sergei, and Ekaterina Zhuravskaya (2009) “(Un-)Happiness in Transition в Journal of Economic Perspectives, и в недавнем Transition Report tr-ebrd.com
Поэтому читателям The Question – большинство из которых располагает не сверхвысоким, а скорее средним доходом – не стоит беспокоиться. Счастье не только в деньгах, но и в деньгах тоже.