Подмосковное шале на участке с историей

Два этажа гармоничного дизайна и природных мотивов для большой семьи, с удовольствием проводящей здесь выходные

Еще несколько лет назад на этой территории в стародачном подмосковном поселке стоял маленький и холодный, но ухоженный дом, куда семья Масловых с удовольствием приезжала на выходные.

Несмотря на солидный возраст — постройка прожила около сорока лет — дом мог бы стоять здесь и дольше, но семья постепенно увеличилась в размерах. Чтобы каждому хватало места, дизайнер Наталья Маслова уговорила близких решиться на новую стройку.

«Есть энтузиасты, которые предпочитают сохранять такие дома, обносят их новыми стенами, — рассказывает хозяйка, — но в нашем случае этот жест был лишен смысла: у постройки толком не было ни фундамента, ни отопления, а газовый котел все равно требовал отдельного помещения».

Так на месте прежней дачи вырос новый дом в стиле шале с характерным экоинтерьером, впечатляющим дровяным камином и уютными винтажными деталями.

О проекте

Место: Московская область, Назарьево

Размер: 300 кв.м (не считая площади двух террас)

Кто здесь живет: Дизайнер Наталья Маслова с семьей

Автор проекта: Наталья Маслова

Фото: Юрий Гришко

Для Натальи, выпускницы школы «Детали», семейный дом стал первым опытом строительства — впрочем, полученные навыки впоследствии удалось применить и в работе с деревянными домами для заказчиков.

«В мегаполисе слишком много кирпича, поэтому мы выбрали проект из клееного бруса, —рассказывает Наталья, — это практично и быстро: дом не надо долго просушивать и протапливать. Меня часто спрашивают, как мы живем без кондиционеров? Отвечаю — отлично, летом дом не нагревается. Мы жили здесь с комфортом даже в тот год, когда в Москве горели торфяники».

В основу стилистики легли ассоциации с шале, адаптированные под подмосковную специфику. Для кровли предусмотрели небольшой угол наклона: по словам хозяйки, осенью листья и ветки подолгу лежат на крыше, создавая естественный декор.

Планируя новую постройку, важно было аккуратно вписать ее в ландшафт. «Особенно хотелось сохранить старую сливу, но не вышло, — дерево срубили строители», — отмечает Наталья. Со временем владельцам пришлось избавиться и от других деревьев на участке: из-за густых зарослей в доме было очень темно.

Несмотря на изменения в ландшафте, участок по-прежнему напоминает собственный мини-лес с хвойными деревьями и двадцатилетними яблонями. «Пока все участки не закрыли высокими заборами, сюда часто заходили лоси и зайцы», — рассказывает хозяйка.

А вот с огородничеством у владельцев так и не сложилось: «Участок в тени не позволяет разгуляться, — объясняет Наталья, — раз в пару лет я, конечно, что-то высаживаю, но без особого энтузиазма — все-таки от ухода за землей нужно получать удовольствие».

Весь дизайнерский опыт и стремление к уюту Наталья сосредоточила в интерьере. Первое, что видят владельцы и гости, выходя из прихожей — темная консоль с винтажными находками. Стену украшает карта Российской империи по состоянию на XVIII век в современной раме — по словам Натальи, багет подбирали «по атмосфере».

В черной шкатулке скрывается набор для игры в маджонг прямиком из Китая — семейная реликвия, которой порядка ста лет. Бронзовые браслеты на подставках — ровесники маджонга: эти сувениры Наталья с супругом привезли из путешествия по Южной Африке.

Остальные штрихи декоративного сценария тоже датированы началом прошлого столетия: потрепанные томики Чехова 1903 года издания достали из семейных закромов, а антикварного витязя друзья подарили одному из членов семьи на юбилей.

Дровяной камин стал не только главным украшением первого этажа, но и большой проблемой:

«В правильном шале камин располагается по центру помещения, это отопительный прибор, который должен равномерно прогревать все комнаты, — поясняет Наталья, — но в нашем случае его пришлось бы отодвигать к стене, и труба закрыла бы выход на лестницу. Кроме того, хотелось предусмотреть между гостиной и ступенями коридор, чтобы не превращать парадную зону в лестничный холл».

В итоге камин удачно вписался в пространство рядом с несущими столбами.

Камин, облицованный сланцем, хорошо просматривается и из гостиной, и из столовой.

«Создавая интерьер, я ориентировалась на натуральные материалы, — отмечает Наталья, — на полу лежит массивная дубовая доска. Стены пришлось слегка тонировать: со временем сосна приобретает желтоватый оттенок, и этого эффекта хотелось избежать».

Поскольку владельцев не устраивали ни гипсокартон, ни натяжные системы, на потолке в итоге появилась рифленая паркетная доска с белой пропиткой.

Стены в гостиной украшают типичные для шале «трофеи» в виде оленьих голов. А вот для противоположной стены Наталья нашла менее традиционный декор.

«На выставке в Artplay я случайно познакомилась с ребятами, которые проводят “дактилоскопию” деревьев. Они установили контакт с городскими службами, которые спиливают растения, и попросили делать отпечатки стволов. Мне очень понравились принты: они подошли интерьеру тематически, не говоря уже об уникальности приема. Вообще идея принадлежит американскому художнику Брайану Нэшу Гиллу».

Мягкую группу формируют уютные диваны и кресла, последние — в новом образе, хотя много десятков лет служили семье верой и правдой. Чтобы привести кресла порядок, Наталья решила заменить обивку и обтянуть потрепанные ножки кожей.

В смежной с гостиной столовой не так уж много предметов мебели, но за каждым стоит история. Так, итальянская люстра Fabbian, купленная за разумные деньги на закрытии магазина, собрана из настоящих столовых приборов: по словам хозяйки, все ножи заточены, так что при желании ими можно воспользоваться по прямому назначению.

Обеденный стол собран по любопытной технологии: дело в том, что металлические плиты для столешницы Наталья обнаружила на барахолке, а опоры и столешницу с углублениями под размеры находки изготовили на заказ.

«В ближайшем Подмосковье были свалки с предметами старины: люди тащили туда предметы из ветхих домов — самовары, подковы, телеги без колес, — рассказывает Наталья, — эти чугунные плиты в XIX веке использовали для оформления пола в особняках и монастырях».

На большой объем купленных плит не хватило бы, вешать их на стену как декор тоже не получалось из-за огромного веса — так и родилась идея превратить пластины в элемент дизайна столешницы. Правда, перед этим рабочим пришлось потратить немало сил, чтобы очистить металл от ржавчины.

Через столовую владельцы попадают на кухню, где предусмотрен еще один столик для быстрого завтрака или уединенного чаепития. Напольная плитка под металл со ржавчиной, уложенная в этой зоне, перекликается с отделкой батарей.

Стену украшает изображение самурайского костюма — это печать на шелке начала XIX века. Ценный экспонат декоративно-прикладного искусства приехал прямиком из Японии.

Как отмечает Наталья, для кухни хотелось подобрать традиционный гарнитур, но не в темных тонах и с легким сельским колоритом — именно такой удалось найти у Arrital Cucine (модель Dalyla). Натуральный оттенок дерева дополняет прямая филенка с металлической раскладкой. Люстру купили в интернет-магазине: изящное решение пришлось ко двору и по стилистике, и по бюджету. Финальный аккорд в дизайне кухни — римская штора, текстиль для которой подобран в галерее «Арбен».

Из кухни владельцы могут попасть на вторую террасу, где организована дополнительная столовая на свежем воздухе — с большим столом, рассчитанным на всю семью, и огромной печью с живым огнем.

На первом уровне, кроме гостевых пространств, расположили комнату для бабушки и просторный санузел. Подстолье швейной машины, по словам Натальи, долго лежало на антресолях и грозило проломить потолок — но в итоге обрело вторую жизнь в мокрой зоне. «На самом деле мне хотелось обустроить здесь сауну, но потом планы изменились, а перегородка осталась: теперь за ней скрываются стиральная машина и хозяйственная мойка», — отмечает Наталья.

Из-за особенностей котельной в промежуточном лестничном пролете образовался выступ. Не долго думая, владельцы обыграли его как мини-библиотеку: так в доме появилось еще одно место, куда можно забраться и побыть в уединении. Окно на высоте второго этажа, почти под самым коньком, наполняет пространство естественным светом.

На втором этаже разместились приватные комнаты: кроме спален владельцев, здесь предусмотрели и помещение на случай визита гостей.

Узкая консоль — не просто интерьерный аксессуар: ее фасады скрывают элементы отопления. За текстильный перегородкой справа от лестничного холла расположена гардеробная комната.

Если двигаться по часовой стрелке, первой комнатой этого этажа окажется гостевая спальня: интерьер несет ярко выраженный отпечаток шале благодаря мягкому бархатному изголовью на петлях — его изготовили на заказ.

Стена слева от кровати от пола до потолка декорирована ботаническими иллюстрациями из старого отечественного атласа — Наталья оформила их в рамы с паспарту, чтобы акцентировать тонкие природные мотивы. Низкий столик, заменяющий одну из прикроватных тумбочек, родственники приобрели еще в 1950-е годы — впрочем, своего очарования предмет не утратил до сих пор.

Следующая спальня предназначена для двоих сыновей Натальи. Прием с изголовьями на петлях получил здесь свежую интерпретацию: обивку соорудили из джинсовых брюк, которые собирали всей семьей. Удачной деталью отделки оказались карманы: в них можно положить на ночь телефоны или другие мелочи.

Низкий прикроватный столик дополняют ретро-чемоданы. «Ими тоже пользовались члены семьи, —отмечает Наталья, — чемоданы много ездили, но хорошо сохранились».

Почти все ковры в интерьере — винтажные. Исключением не стала и мастер-спальня, где экзотические мотивы поддерживает покрывало с узором сюзане из Узбекистана. Стены покрыты кроющей краской, а декоративный сценарий дополняют австрийские акварели, на которых изображены лошади для королевских выездов. Эта тематика близка Наталье, которая долго и с удовольствием занималась конным спортом.

При спальне также предусмотрен небольшой уединенный кабинет с библиотекой, а в качестве подхвата для штор использован старый ремень.

В одном из санузлов второго этажа хозяйка решила создать атмосферу отдыха на природе. Так, в оформлении стен использована плитка из натурального камня: намокая, она пахнет, как речная галька. Впечатление усиливают душевая лейка с эффектом тропического дождя и раковина из цельного камня.