Дизайн интерьеров vs. звуковое оформление
Безусловно, не дизайнер и не декоратор отвечает за звуковое оформление пространства.
Однако при проектировании помещения, в котором будут слушать музыку и смотреть кино, несколько простых правил принять во внимание все же стоит.
Это позволит избежать ряда серьезных проблем.
Мебель и прочие предметы, которые использует дизайнер для оформления интерьера, оцениваются им прежде всего с точки зрения форм, цвета, материалов и так далее. Однако любой такой предмет, когда речь идет о звуковом оформлении, способен значительно ухудшить качество звучания аудиосистемы и вызвать недовольство заказчика.
Привычная схема «ТВ над камином – диван напротив» по факту оказывается крайне неэффективной, когда стоит задача создать наиболее комфортную для прослушивания любимой музыки зону. Оборудовать для этого отдельное помещение получается не всегда, да и не всем заказчикам это нужно.
Значительно улучшить ситуацию в силах любой дизайнер – и наступать при этом на горло собственной песне совсем не обязательно.
Выбор мебели. Прежде всего нужно определиться, как будет использоваться то или иное помещение, и насколько важны заказчику качество звука и «картинки»: готов ли он поступиться ими ради комфорта, демонстрации своего финансового статуса и пр. Далее можно выбирать «правильную» мебель, материалы и т.д. Обратите внимание на два момента, в которых часто допускают ошибки:
Во-первых, в гостиной или любой другой комнате, где имеется аудиосистема окружающего звука – т.е. когда установлено несколько акустических систем по периметру помещения – не должно быть диванов и кресел с очень высокими спинками. В противном случае сидящий в таком кресле не услышит колонки, находящиеся сзади.
Во-вторых, важно правильно выбрать материал обивки. Ткань предпочтительнее, чем кожа, поскольку от кожаных поверхностей звук отражается, а это плохо.
Проектирование аудиосистемы. Что бы ни писали о широком выборе акустических систем, которые «идеально подойдут для любого интерьера», законы физики никто не отменял. Если заказчик хочет иметь возможность слушать музыку, лучше сначала определиться с конфигурацией системы и выбрать места для установки колонок, а уже потом продумывать дизайн помещения.
Только в этом случае можно создать действительно комфортную зону прослушивания с очень хорошим звуком. Если делать наоборот, возможны варианты, когда никакая акустическая обработка помещения не поможет, и заказчик будет каждый раз испытывать разочарование не только от звучания аудиосистемы, но и от пребывания в этой комнате, а значит, будет подспудно недоволен и работой дизайнера.
Как бы ни хотелось иного, идеальным местом для прослушивания не может быть всё помещение, и если заказчику требуется такое место, следует прислушаться к мнению инсталляторов. Основных рекомендаций здесь несколько. Не пытайтесь создать несколько универсальных зон для прослушивания в надежде, что в каждой из них будет отличный звук: не будет. С небольшими помещениями работать проще.
В идеале акустические системы должны находиться на уровне ушей слушателей или чуть выше. Если в помещении используется не телевизор, а проекционный экран, он должен быть сделан из акустически прозрачного материала.
Не забывайте про полы. Когда речь заходит о проблемных участках, чаще всего вспоминают об отражениях от стен, потолка, расположении мебели. Но пол – материал, из которого он сделан, наличие ковров и пр. – тоже имеет очень большое значение.
Во многих современных интерьерах дизайнеры полностью отказываются от любых текстильных или иных поглощающих звук напольных покрытий ради керамики, камня, дерева и других материалов. Добиться хорошего или хотя бы приемлемого звука в таких помещениях бывает крайне сложно.
Иногда без хотя бы небольшого ковра на полу, расположенного в строго определённом месте, никак не обойтись. Выбор ковра – весьма серьезная задача. У него должен быть густой ворс. Нельзя использовать ковры с плотной пластиковой основой; в идеале она должна быть войлочной или из конского волоса.
Особое внимание следует уделить полам в тех случаях, когда у заказчика нет достаточных средств на акустическую обработку помещения. Это справедливо и для небольших пространств. Порой достаточно хорошего ковра и плотных штор, чтобы значительно улучшить акустические параметры комнаты и не тратить время и средства на переделку потолков.
В помещениях большой площади поработать с потолками придётся обязательно. Всё вышесказанное – лишь небольшая часть тех базовых знаний, которыми должен обладать дизайнер, если он хочет создавать не только красивые и функциональные, но и комфортные интерьеры.
С примерами того, как следует оформлять помещения, предназначенные для прослушивания музыки и просмотра кинофильмов, можно ознакомиться в шоуруме компании MMS Cinema (www.mms-cinema.ru), где оборудованы несколько домашних кинозалов – и здесь же получить другую полезную информацию и рекомендации по дизайн-проектам. В оформлении материала использованы фотографии, предоставленные компанией KEF (Великобритания).