Золотая середина: стиль mid-century modern
Что это за стиль, каковы его отличительные черты и истоки, рассказывает дизайнер интерьеров Вера Корчагина.
Давайте попробуем восстановить в деталях истории дизайна время на стыке культурных тектонических плит конца 50-х и начала 60-х годов прошлого века. Вторая мировая война окончена, люди начинают думать о стабильности и обустраивать свой быт. Комиксы, возведенные Энди Уорхолом (Andy Warhol) в ранг искусства, поп-культура от рок-н-рола и до Голливуда и свобода американской мысли доминируют в социуме, оставляя след как в искусстве, так и в интерьерах, а ведущие дизайнеры и архитекторы под влиянием этой культуры – пишут новый культовый этап в истории.
Это естественное стремление к яркости, жизнеутверждению, эргономике и уюту – культивировалось в винтажный стиль mid-century modern. Впервые это название для уникального стиля было предложено Карой Гринберг (Cara Greenberg). Рассмотрим проявления стиля mid-century в различных культурных слоях.
Философия открытых пространств не была новшеством в середине прошлого века, но идея интегрировать в жилой интерьер часть экстерьера была не только новаторской, но и в какой то мере революционной. Именно в этот период в архитектуре возникли панорамное остекление и раздвижные стеклянные перегородки, превращавшие террасу в продолжение гостиной. Это было излюбленным приемом архитекторов того времени, например, Фрэнка Ллойда (Frank Lloyd Wright), и остается востребованным и по сей день.
Интерьер
Дизайнеры и архитекторы, вдохновляясь скандинавскими минимализмом и идеей создать интерьер для среднестатистической семьи, старались объединить внешнее пространство с пространством внутренним, создавая оптимальные условия для жизни…
Стиль mid-century, который принято считать последователем модерна по его философии, тяготеет к природным материалам, высокому качеству мебели и достаточному количеству света, достигаемому при помощи больших окон. Как основу стиля можно выделить простоту и практичность. Примечательно то, что для стиля характерны в основном светлые стены, присущие скандинавским интерьерам, а взамен излишней декоративности – добротное исполнение и акцентные геометрические паттерны.
Форма
Предметы утратили свою угловатость, приобрели мягкость, приняв за образец органические формы – это стало возможным благодаря искусственно созданным материалам, таким как, например, фанера. И со всей неуемностью того времени культура повседневности влияла на концепцию жилья и мебель – благодаря американским фильмам, поп-музыке и молодежи. Возможно, чувственность объектов того времени и есть то, что пленяет нас в этом времени и до сих пор.
Свет
Особую роль в стиле мид-сенчури играют светильники. Люстры, настенные или напольные – они являются практически арт-объектом, напоминая своей формой летательные аппараты, бороздящие просторы космоса, выглядя достаточно футуристично. С отделкой из лака или латуни они гармонично дополняют остальные детали интерьера. Акценты И, конечно же, доминантой стиля в интерьере является мебель. Именно акцент на мебель объясняет локально белые стены, потому что именно на фоне светлой стены мебель подчеркнута более выгодно. Стиль мид-сенчури практически лишен мелких деталей, отдавая предпочтение минимальному количеству ярких акцентов и любуясь гармоничным единением красоты природных материалов с функциональной практичностью.
Итак, подведем итоги:
Нежные чувства коллекционеров и декораторов к предметам искусства и жизненного быта середины прошлого века подарили нам еще один уникальный стиль – mid-century modern. Главные составляющие и непременные его атрибуты – скандинавская простота в контрасте с американской яркостью, легкость и выразительность форм при необыкновенной чистоте линий и высочайшее качество исполнения. Светильники – как самостоятельные предметы характерного искусства – и открытое пространство.
Даже мебель, как аллегория расцвета послевоенной экономики, «встает на ноги» во всех смыслах. Высокие ножки стульев, кресел, витрин и комодов отделывают латунью и медью, создавая на них элегантный акцент, а предметы мебели, разработанные самыми известными дизайнерами того времени – Арне Якобсеном (Arne Jacobsen), Ээро Саариненом (Eero Saarinen), супружеской четой Имз (Charles Eames & Ray Eames) и многими другими – по сей день являются самыми узнаваемыми и копируемыми иконами мирового дизайна.
Вероятно, именно чистота, чувственность и выразительность формы в самой философии стиля mid-century сделали его таким жизнеспособным, и именно поэтому он так будоражит эмоции декораторов всего мира, становясь самым главным трендом в дизайне интерьеров сегодня.