Как не купить «Китай» под видом «Италии»
Евгений Иванов
Заказывали итальянский светильник в итальянском салоне, а при монтаже обнаружили маркировку «made in China». Такими историями не делятся в соцсетях, но жалуются при личной беседе. Рынок «дичает» и «сереет» или это все же единичный случай? Как понять, что компания дает честную цену, если все товары «по запросу», а ценников для сравнения в открытом доступе нет? Обратишься на фабрику — тебе указывают розничную цену и она, конечно же, выше. Почему расчеты из разных салонов могут различаться на треть стоимости? Когда нужно насторожиться, а когда — радоваться? Об этом говорили дизайнеры, архитекторы и комплектаторы на очередной сессии дизайн-дебатов.
На что можно нарваться?
«Подделывают свет. Очень много, — рассказывает Анна Жемерева, архитектор ORT-interiors. — Понятно, что Китай повторяет все, что сделали европейские дизайнеры. Но и европейцы тоже подделывают. Реплики дорогих светильников ценой по несколько тысяч евро делают на других фабриках, небольших производствах. Это называется «копия по эскизу». Причем качество у европейских реплик, как правило, хорошее. А вот Китай встречается разный. Что бы я точно не советовала брать, так это китайское светодиодное освещение. Будет очень большой брак по качеству, теплоте, мощности. Ведь европейцы LED вручную отбирают, тестируют.
Что касается мебели, то в салонах подделки мне не попадались. Хотя однажды хозяева квартиры заказывали Jumbo через своих поставщиков, и могу точно сказать — итальянцы не могли бы так сделать. Была отвратительная покраска, резьба не из дерева, а из полимерных рельефов и т. д. В божеский вид ее приводил реставратор».
В салонах штор, по словам Анны Жемеревой, подделок нет, но есть много «ворованных дизайнов» — в основном турецкого происхождения. Бывает, что под видом ручного пошива из шерсти продают более дешевое машинное шитье. Есть и другой риск — сильно переплатить за работу. Лучше делать раскладку по позициям, чтобы для окна, например, были подробно расписаны стоимость тюля, ткани, подклада, пошива, аксессуаров. Так труднее «спрятать» лишние деньги в смету.
_Читайте также: дизайн римских штор_
Когда надо насторожиться?
Самое простое — «не работать с незнакомыми компаниями», — советует дизайнер Наталья Шевчук. Но что делать, если вы обычный заказчик, и для вас они все — незнакомые?
«Насторожиться надо, когда могут привезти все, что вы хотите, и дешевле, чем у других, — говорят архитекторы Георгий Морозов и Наталия Вишнякова. — У нас был случай, когда заказчица нашла керамическую плитку итальянской фабрики, которую мы не обнаружили на сайте фабрики. Для начала советуем сделать запрос на фабрику, чтобы уточнить, сотрудничает ли она с этим поставщиком. Если нет, то он либо покупает у более крупного поставщика, либо предлагает реплики. В любом случаи лучше обращаться к основному поставщику, он может дать лучшую цену».
«Меня всегда настораживает 100% предоплата товара: это значит, что никто ничего не гарантирует, — замечает дизайнер Надежда Носова. —
Обычно отказываюсь и ищу альтернативный вариант. Благо уже имею наработанный список поставщиков, которым доверяю. Либо запрашиваю рекомендации у коллег-дизайнеров».
«Хороший салон имеет хорошую экспозицию, — напоминает архитектор Шамсудин Керимов. — Соответственно, если предложение будет богатым, а образцов вам не покажут, это тоже повод пойти в другой салон».
К сожалению, в салоне может не оказаться требуемого артикула нужной вам фабрики, потому что витрину и экспозицию формируют из разных брендов. То есть на фабрике выкупают далеко не все артикулы, чтобы показать их «вживую». Как минимум, компания должна быть официальным дилером марки и иметь в экспозиции несколько моделей из коллекции последних лет.
Тонкости ценообразования
«У всех салонов разные аппетиты, — объясняет архитектор Илья Макотинский. — Но разница в 30% на одну и ту же продукцию очень подозрительна. В условиях сильной конкуренции разница в ценах должна быть минимальной. Скорее всего то, что существенно дешевле, — это реплика, либо вам сильно повезло».
«Чудес не бывает. Если в двух местах вам считают спецификацию, при этом в одном — на миллион рублей, а в другом на 200 тыс. дешевле, то, скорее всего, во втором случае схема «серая», — предупреждает архитектор Елизавета Круглова. — Это значит, нет ни шоу-рума, ни грамотного менеджера, ни гарантии».
«Подозрительно низкая цена по сравнению с зарубежными предложениями должна насторожить, — считает архитектор Максим Камнев. — Исключение — если компания ввозит этот товар в Россию миллионными партиями».
«В среднем ценовом сегменте не бывает разницы в 2-3 раза. А в люксе остается только искать порядочных поставщиков с хорошей репутацией», — советует Наталья Хрущева, руководитель студии «Пространство дизайна. Дизайн пространств».
Как сравнить цены?
«Что делать, если поставщики «защищают» свою работу и препятствуют сравнительному анализу цен? Те, у кого действительно низкие цены, обычно не скрывают детали, артикулы и т. д.», — отмечает Валерий Иночкин, комплектатор «МОСКОМПЛЕКТ».
«Ценников в салонах нет, потому что курс валют скачет. Это нормально, — полагает дизайнер Богдана Самойленко. — Как проверить: заходите на официальный сайт товара, смотрите цену. В салоне она не может быть выше более чем на 10% и ниже более чем на 20%. Пример: люстра с официального сайта за $1000 не может стоить со скидкой $250. Это Китай».
Еще один совет дает дизайнер Инна Левашова: «С нынешним развитием интернета можно проверить цены на многие товары если не у производителя, то у иностранных поставщиков. Цены будут указаны в евро, но ведь курс известен».
Как проверить салон: отзывы и опыт
«Начинать нужно с изучения отзывов о продавцах», — уверена Олеся Вольхина, дизайнер Vdesign.
«Расчеты в разных салонах могут различаться в несколько раз. Поэтому дизайнеры постоянно мониторят салоны, собирают информацию о магазинах из разных источников, чтобы не ударить в грязь лицом перед клиентом», — говорит дизайнер Анна Савина. По ее словам, «хорошие менеджеры «кочуют» из салона в салон. Возможно, имеет смысл подружиться с хорошим менеджером и приобретать товар по его рекомендации».
«Очень важно посещать специализированные выставки и общаться напрямую с поставщиками. Тогда и качество будет понятно, и в ценах легче ориентироваться», — добавляет дизайнер Ирина Швец.
Смотреть на историю
«Цена в хорошем салоне может быть выше, но зато и гарантий больше. Желательно знать историю компании, ее опыт. Я предпочитаю работать с компаниями, которые уже 20 лет на рынке. Знаю, к кому лично обращаться в случае неприятностей», — делится опытом дизайнер Мария Черкасова.
«Уважающий себя поставщик с длительной историей всегда предупредит насчет происхождения товара и не будет выставлять дураками всех участников сделки, то есть себя, дизайнера, покупателя», — дополняет Михаил Востров, архитектор «Творческой группы Востровых».
Если есть сомнения, можно сделать запрос на фабрику, узнав, какие поставщики с ней работают. «Это не самый быстрый, но самый надежный способ проверки. Обычно ответ от фабрик приходит через 3-10 дней. В масштабах ремонта это незначительный срок», — комментирует архитектор Дарья Ельникова.
Работать с дилерами
По словам дизайнера Натальи Пушкиной, обманом не гнушаются даже крупные игроки на мебельном рынке. «Как-то я беседовала с владельцем компании, которая занимается поставками мебели из Китая. Вдруг заходят знакомые владельцы салонов итальянской мебели. В этих салонах продается мебель за очень высокую цену, причем позиционируется она как исключительно итальянский продукт, — рассказывает дизайнер. — Или, например, владелец интернет-магазина сантехники как-то объяснял мне, почему на рынке можно найти смесители известных марок по цене намного ниже, чем у дилера. Оказывается, в них дорогостоящий керамический картридж заменен на более дешевый. Внешне все как и положено, а начинку редко кто проверяет. Единственный совет — покупать товар у официальных дилеров; обычно их контакты указаны на сайте производителя».
«Компания-производитель предоставляет официальным дилерам единые внутренние прайсы и самые выгодные условия закупки. Поэтому именно там вам могут дать лучшую скидку, — согласна с коллегой дизайнер Анна Луцкевич. — Цены у разных дилеров могут различаться, поскольку базовая сумма из внутреннего прайса умножается на повышенный коэффициент, в котором заложены расходы на логистику, сервис и пр. Чем лучше налажены поставки, тем меньше эти затраты. Но если конкурирующая фирма значительно снижает цену, стоит насторожиться — с чего бы ей работать в убыток?».
Работать напрямую
Руководитель студии LOFT&HOME Илья Комолов объясняет, как можно кардинально решить проблему: «У нас есть несколько таможенных брокеров, которые помогают клиентам покупать товары напрямую с итальянских фабрик, минуя салоны. Многие думают, что салоны могут получить дилерскую скидку от итальянских фабрик за объем работ. Да, могут. Но не только салоны, а все. В этом смысле итальянцы никогда не выдерживают дилерскую схему. Если они видят возможность продать — продадут. С той же скидкой, что и дилерам».
«Единственный способ избежать подделки — заказать через представительство или через дизайнера напрямую у фабрики», — подтверждает дизайнер Татьяна Афанасьева. «Мы платим напрямую фабрикам, без салонов. Главное, чтобы у клиента был отрыт валютный счет», — замечает дизайнер Елена Горбачева.
«Всегда можно привезти тот же светильник самому, есть организации, которые помогают в этом деле», — говорит Марина Плаксина, дизайнер студии ZEBRA.
Привлекать дизайнеров
Чтобы не купить подделку, дизайнеры советуют обращаться… к дизайнерам. «Сообщество в столице очень тесное: профессионалы знают кто продает «реплики», поэтому нас не провести», — уверяет дизайнер Руслан Кирничанский.
«Открытые цены не даст ни один салон, — утверждает дизайнер Катерина Школьникова. — К цене фабрики они добавляют свои расходы (растаможивание, доставка, аренда, бонус продавца и т. д.). В зависимости от этих факторов и может очень сильно разниться итоговая цена. Если не хочется попасть на развод, лучше обращаться к дизайнеру за рекомендацией салона. Да, мы в этой сфере варимся не один год и на собственном опыте отсеиваем «серые» салоны».
«Дорогие предметы я всегда просчитываю в нескольких компаниях. Бывает, что цены похожи, но скидку дают разную. Часто компании, которые работают по «серой» схеме, сами в этом признаются, предлагают накручивать свою стоимость поверх их цены. Мы с такими фирмами не сотрудничаем», — делится опытом Александра Никулина, дизайнер TrioDesign.
_Смотрите на Houzz: картины на заказ_
Дизайнер предлагает — клиент располагает
Не все дизайнеры готовы брать ответственность за подлинность товаров, которые они нашли в салонах. «Дизайнер — не поставщик мебели, и он не занимается ценообразованием люстры, —подчеркивает дизайнер Инга Борисова. — Если вам необходим мониторинг рынка предметов интерьера, найдите время и проведите его самостоятельно».
«Все есть в интернете. Я понимаю, что некоторые заказчики предполагают, что дизайнер также является маркетологом и помимо идей должен еще «рыть» ночами выгодные товары для клиента. Ребята, нет. Наше дело — предложить. Ваше — рассмотреть и принять решение», — настаивает Анастасия Дунаева, владелица студии «Декор на Ордынке».
Смотреть на товар
Руководитель Topcoat Boutique Аркадий Луковенко рекомендует «платить только за то, что вы видели вживую». «Если говорить о свете, то почти все фабрики среднего класса делают свою продукцию в Китае, — объясняет дизайнер Ольга Анцупова. — Но есть фамильные фабрики в той же Италии, которые принципиально выпускают красивые и очень дорогие люстры только на своей территории».
«Все без исключения итальянские производители на бирке поставят знак «MADE IN ITALY», — продолжает Ольга Анцупова. — Другие формулировки не допускаются. Также внутри плафона можно найти технический стикер — металлизированную наклейку с данными о мощности, вольтаже, знаком норм евросертификации и артикулом». По словам дизайнера, «экономии можно радоваться тогда, когда итальянский светильник продается по акции в салоне с хорошей скидкой, связанной, например, с изменением коллекции. Такое бывает нередко».
Ольга Рыжкова, дизайнер ADL Workroom, советует заказчикам «уделять максимальное внимание артикулам товаров, кодировкам отделок, убеждать менеджеров завозить настоящие демонстрационные материалы и не выбирать ничего по электронным каталогам без присутствия прототипа в шоу-руме».
Что делать, если деньги уже заплачены?
Дизайнеры советуют вносить в договоры с салонами пункт, исключающий копии оригинальных товаров. В любом случае, получив подделку или «реплику» по цене оригинала, стоит потребовать возврата денег. «Если для клиента не важен бренд, но важно качество продукта и приветствуется экономия, то можно оставить это решение за ним, — считает дизайнер Мария Лазич. — Но для себя я решу больше с этим салоном не работать, так как следующий клиент может очень сильно огорчиться».
А что все к Китаю привязались
«Не каждый китайский светильник плох, и это касается не только светильников», — говорит архитектор Мария Китаева
«Наша компания сразу предлагает заказчику на выбор Италию или качественный Китай, либо товар «на заказ» в России, — рассказывает Лариса Зверева, архитектор Frino. — Более того, мы даже пропагандируем Китай. Продукция этой страны сейчас пользуется гораздо большим спросом. Мы экономим время и деньги заказчика. И с Китаем работаем напрямую. А вот если итальянский салон дает нам цену чуть выше китайской, то здесь можно задуматься».
Азиатские корни брендовых вещей — еще не доказательство подделки. «Многие европейские бренды частично или полностью переносят производство в Азию. На этапе договора нужно предупредить поставщика, что вам потребуются накладные с указанием страны производства и номеров ГТД (грузовая таможенная декларация — ред.)», — советует Валерий Иночкин, комплектатор «МОСКОМПЛЕКТ».
«Я смотрю на качество изделий и на цену, — подчеркивает дизайнер Иван Горячев. — А как предмет произвели и привезли, меня не волнует».
Выводы
1. Просчеты на один товар в разных салонах могут разниться, но не более чем на 20%.
2. Отсутствие шоу-рума, тестовых образцов, и обещание «привезти все что угодно» — повод насторожиться.
3. Сравните цену русского салона с предложениями иностранных продавцов (делайте поправку на доставку и таможенные сборы).
4. «Серый» рынок необязательно подразумевает низкокачественную продукцию. Это могут быть и довольно качественные «реплики». Надежные салоны сразу предупреждают о месте и особенностях производства.
5. Надежнее всего работать с официальными дилерами. Если салон называет себя официальным поставщиком, но на сайте производителя его нет в соответствующем списке — напишите на фабрику.